Из анализа судебной практики следует, что одним из способов защиты нарушенного права правообладателя ранее учтенного земельногоучастка является обращение в суд с исковым заявлением об определенииместоположения границ ранее учтенного земельного участка и исправлениикадастровой ошибки в определении границ накладывающегося земельного участка.

Весьма показательным в решении данной задачи являетсяПостановление ФАС Центрального округа от 23 сентября 2013 г. по делу N А62-3572/2012, где суд при аналогичных обстоятельствах дела кадастровую ошибку установил и исправил.Однако имеется и другая позиция судов, в которой при указанных обстоятельствахусматривается спор о праве (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.05.2012 по делу N А10-2498/2011).

Разумеется, что определение способа защиты — это прерогатива истца, какую выбрать тактику — каждый выбирает самостоятельно. В данной статье мы попытаемся обосновать позицию истца при выборе указанногоспособа защиты. Для этого необходимо выделить три основных положения защиты:во-первых, нужно подтвердить факт наложения земельных участков; во-вторых,обосновать наличие ошибки в документе, на основании которого вносились сведенияв государственный кадастр недвижимости; и в-третьих, подчеркнуть, что сведения,указанные в межевом плане ранее учтенного земельного участка, являютсядостоверными.

Итак, в силу п. 2 ч. 1 ст. 28Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровойошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастренедвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Как следует из пункта 4 названной статьи,кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленномдля учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами,которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственном кадастре недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22настоящего Закона), или в порядке информационного взаимодействия (еслидокументами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесенысведения в государственном кадастре недвижимости, являются документы,поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационноговзаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Процедура исправления кадастровой ошибки прописана в Порядке ведениягосударственного кадастра недвижимости, утвержденном Приказом Министерстваэкономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее -Порядок), в соответствии с пунктом 10 статьи 4Закона N 221-ФЗ.

Из пунктов 4, 18, 47 Порядка следует,что исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органакадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектовнедвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.

Основаниями для исправления кадастровой ошибкиявляются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия)документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости;вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда,выраженной в Определении от 26.12.2013 по делу N ВАС-18743/13, ответчиком по требованию об установлениикадастровой ошибки должен выступать орган кадастрового учета, которым внесенынедостоверные сведения в государственный кадастр.

Орган кадастрового учета при наложении границ ранееучтенного участка и заявленного к учету обязан был своевременно обнаружитьналожение и отказать в кадастровом учете правообладателям вновь образуемыхземельных участков. Ошибочно отмежеванные и неправомерно учтенные в кадастреземельные участки не могут считаться прошедшими межевание.

В отдельных случаях орган кадастрового учетасамостоятельно выносит решение о необходимости устранения кадастровой ошибки в кадастровых сведениях об объекте недвижимости в части местоположения границземельного участка, что несколько упрощает процедуру ее доказывания. Однако устранение выявленной кадастровой ошибки подлежит только в судебном порядке.

Теперь необходимо разобраться в нормативном и доказательственном обосновании позиции правообладателя ранее учтенногоземельного участка, чьи права нарушаются. Подтвердить наложение земельныхучастков возможно посредством представления таких доказательств, как межевойплан ранее учтенного земельного участка, где в заключении кадастровым инженеромотмечается факт наложения; решение органа кадастрового учета об отказе в учетеизменений объекта недвижимости по причине наложения земельных участков, также в качестве дополнительного доказательства может быть использовано экспертноезаключение. Следует отметить, что необходимость проведения экспертизы в такихслучаях подтверждается примерами судебной практики. Так, в частности, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 06.06.2014 по делу N А57-5976/2010 было предписанопровести землеустроительную экспертизу с целью выявления факта наложенияземельных участков. Выявленный факт наложения послужил основой для установлениякадастровой ошибки.

Аналогично, посредством применения экспертизы,выявление кадастровой ошибки в описании накладывающихся земельных участковустановлено в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 10.10.2013 по делу N А32-20271/2012, Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 07.02.2011 по делу N А32-27276/2009 и другихсудебных актах.

Обоснование наличия ошибки в документе, на основаниикоторого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, возможно с учетом кадастрового дела накладывающегося земельного участка. Так, в частности,если речь идет о земельных участках сельхозназначения, то обязательным условиемдля формирования нового участка является использование проектовперераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земельсельскохозяйственного назначения. Данное требование отражено в ПриказеМинэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 «Об утверждении формымежевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельныхучастков». Распространенной является ситуация, когда данные проектыперераспределения кадастровым инженером вновь образуемого земельного участка не запрашиваются, в то время как границы ранее учтенного участка могут бытьобнаружены только при обращении к проекту перераспределения. Отсюда и проистекает первичная причина наложения земельных участков. Таким образом,наиболее критическому анализу должен быть подвергнут именно тот документ, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Наконец, третий аргумент позиции, связанный с признанием достоверными сведений о местоположении ранее учтенного земельногоучастка, обусловлен тем, что составной частью требований иска являетсяопределение местоположения границ участка. В связи с чем важно установить, что воспроизведение границ земельного участка в системе координат не изменяетположение ранее существовавших границ, которые были определены описательнымметодом. Напротив, приведение границ в систему координат позволяет внестиопределенность в сведения о земельном участке. Здесь важно подчеркнуть, что выполнение межевого плана ранее учтенного земельного участка полностьюсоответствует требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также иным нормативным актам. Так, на основании п. 1 ст. 17Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве» порядокустановления на местности границ объектов землеустройства определяетсяПравительством Российской Федерации.

Правилаустановления на местности границ объектов землеустройства утвержденыПостановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 688.

Положениями п. 2 и п. 3 указанныхПравил установление на местности границ объектов землеустройства осуществляетсяна основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующихобъектах землеустройства. Установление на местности границ объектаземлеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатамхарактерных точек таких границ (точек изменения описания границ объектаземлеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Важно также отметить при формулировании своейпозиции, каким образом происходило согласование границ ранее учтенногоземельного участка при межевании. Отсутствие возражения третьих лиц, смежныхземлепользователей о границах земельного участка косвенно подтверждаетотсутствие спора о праве.

Необходимо также отметить, что спор о правеусматривается далеко не всеми судами по данной категории дел, хотя, как указывалось выше, позиция судов в данном вопросе неоднозначна.

Особо любопытный вывод следует из Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 10.10.2013 по делу N А32-20271/2012, где указано,что даже прекращение вещи в качестве единицы кадастрового учета не означает ее исчезновения в качестве объекта права. Удовлетворение заявленных требований не препятствует возникновению по иску правообладателей накладывающихся земельныхучастков межевого спора, который может рассматриваться в отдельномпроизводстве. При указанной интерпретации спор о праве фактически отсутствует,суд подвергает оценке исключительно обстоятельства, касающиеся кадастровойошибки, что и составляет предмет иска.

В настоящее время единообразная судебная практика по указанной категории дел не сложилась, что существенно затрудняет прогноз в исходе спора и оставляет широкое пространство для судебного правотворчества.Вместе с тем приведенные выше доводы и обоснование являются обобщеннымрезультатом практического исследования данного вопроса и могут бытьиспользованы для выбора способа защиты и формирования своей позиции адекватноконкретным обстоятельствам дела.

Автор: С.Сергеева

Источник: Консультант Плюс 

Поиск