Первый Столичный Юридический Центр
г. Москва, Георгиевский пер., д.1, стр.1, 2 этаж
(495) 649-41-49; (495) 649-11-65

Споры об оспаривании ненормативных правовых

актов антимонопольных органов

 

В рамках административного судопроизводства также можно выделить категорию дел, при рассмотрении которых арбитражный суд решает вопрос о порядке заключения и публичности договора энергоснабжения. Причем публичность договора энергоснабжения в данном случае квалифицируется в том числе с учетом положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о конкуренции).

Суд кассационной инстанции пришел к следующему выводу: предписание антимонопольной службы о признании незаконными действий компании, выразившихся в отказе от заключения договора на оказание услуг по передаче электроэнергии, соответствует закону, поскольку материалами дела подтверждается, что компания, имея реальную техническую возможность для оказания названных услуг на договорной основе, уклонялась от своевременного заключения публичного договора. При этом суд исходил из следующего.

В силу требований части 1 статьи 10 Закона о конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Свобода договора может быть ограничена законом (пункт 1 статьи 421 ГК РФ).

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (пункты 1 и 3 статьи 426 ГК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктам 6 и 9 Правил N 861 услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии лицам, имеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающие устройства и прочие объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети. Такой договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются экономически или технологически необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами

Проведенный анализ показывает, что в настоящее время судебная практика ФАС СЗО по спорам, связанным с заключением договора энергоснабжения, сформировалась и единообразна. Возникшие разногласия устранены рекомендациями, которые даны президиумом ФАС СЗО. Единообразный подход ФАС СЗО к применению законодательства в области электроэнергетики соответствует позиции ВАС РФ.

Автор: А.С. Волкова

Источник: Юридический отдел по арбитражным спорам.

По всем вопросам можно записаться на прием к специалистам по телефонам:

(495) 64 — 911 — 65 или 649 — 41 — 49 или (985) 763 — 90 — 66
Внимание! Консультация платная.

Бесплатно Вы можете задать свой вопрос в разделе «Вопрос адвокату»

 

 

Поиск