Первый Столичный Юридический Центр
г. Москва, Георгиевский пер., д.1, стр.1, 2 этаж
(495) 649-41-49; (495) 649-11-65

 

 

Спор по взысканию задолженности по спорному муниципальному контракту

 

Заявка ИП Фролова была единственной поданной. Решением Заказчика заявка ИП Фролова признана соответствующей. В результате чего заключен муниципальный контракт по начальной максимальной цене контракта на условиях, предусмотренных аукционной документацией:

предмет контракта — содержание и текущий ремонт фонтанов. Порядок формирования цены контракта — цена Контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, установленных п. 2.3 проекта контракта (приложение N 2 к настоящей документации об открытом аукционе в электронной форме). Цена Контракта включает в себя вознаграждение и компенсацию всех издержек Подрядчика, в том числе на перевозку, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей.

 

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 февраля 2012 г. N 15АП-301/2012

Дело N А53-14752/2011

 

Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2012 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Барановой Ю. И.

судей Величко М. Г., Пономаревой И. В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Клята Е. В.

при участии:

от истца: представитель Сизова А. В. по доверенности N 2 от 30.12.2011

от ответчика: представитель Русанов С. Г. по доверенности от 15.08.2011

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

ИП Фролова Олега Викторовича

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.12.2011 по делу N А53-14752/2011

по иску МУ «Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства»

к ответчику ИП Фролову Олегу Викторовичу

о признании недействительным муниципального контракта

принятое в составе судьи Суденко А. А.

 

установил:

 

муниципальное учреждение «Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства» (далее — истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к индивидуальному предпринимателю Фролову О. В. (далее — ответчик) о признании недействительным муниципального контракта N 34 от 10.05.2011 г.

Истец в суде первой инстанции уточнил исковые требования, просил суд признать спорный контракт незаключенным, ввиду несогласования предмета договора.

Данное ходатайство судом в порядке ст. 49 АПК РФ удовлетворено.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.12.2011 спорный контракт признан незаключенным.

Судебный акт мотивирован тем, что сторонами не согласован предмет контракта виду несоответствия локальной сметы техническому заданию.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что судом не принят во внимание способ заключения контракта. Спорный контракт ошибочно квалифицирован как договор подряда, а не как договор возмездного оказания услуг. Предмет договора, цена и объем подлежащих оказанию услуг сторонами согласованы.

Представитель ответчика в судебное заседание апелляционной инстанции явился, поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Представитель истца в судебном заседании доводы жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Представил дополнительные пояснения, указал, что не может быть выделено финансирование на спорные работы, при несоответствии сметы и технического задания.Спор по взысканию задолженности по спорному муниципальному контракту

Дело слушалось с перерывом с 14.02.2012 г. по 15.02.2012 г.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между сторонами заключен муниципальный контракт N 34 от 10.05.11 г., в соответствии с условиями которого Заказчик (истец) поручает, а Подрядчик (ответчик) принимает на себя обязанности на содержание и текущий ремонт фонтанов, согласно перечню (приложение N 7 к контракту), а Заказчик принимает и оплачивает результаты работ.

Под результатом работ Стороны понимают: произведенную работу по текущему содержанию и текущему ремонту фонтанов, согласно перечню работ (приложение N 8 к контракту), сметы (приложение N 1 к контракту), графику производства работ (приложение N 2 к контракту).

Цена контракта подтверждается сметой (приложение N 1 к контракту), представленной Заказчику Подрядчиком и протоколом согласования договорной цены (приложение N 4 к контракту).

Согласно п. 2.1 контракта его цена составляет 6 371 980 руб. 71 коп., цена является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, установленных п. 2.3 данного контракта.

В соответствии с п. 3.1 контракта Подрядчик должен приступить к работе с даты заключения контракта и получения всех разрешений, иных документов, необходимых для начала работ. Согласно разделу 5 контракта Подрядчик обязуется выполнить работы, предусмотренные п. 1.1 контракта в сроки, установленные графиком производства работ (приложение N 2 к контракту). Контракт вступает в силу с даты подписания сторонами и действует по 31.12.11 г.

Правоотношения сторон по рассматриваемому договору по своей правовой природе являются отношениями по договору (контракту) подряда для государственных (муниципальных) нужд и регулируются параграфами 1, 3 и 5 главы 37 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу п. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Исходя, из вышеуказанных норм права существенными условиями договора подряда являются условия о предмете договора и сроках выполнения работ.

В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

В соответствии с п. 1.1 договора Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязанности на содержание и текущий ремонт фонтанов согласно перечню (приложение N 7 к настоящему Контракт)) (далее именуемый Объект), а Заказчик принимает и оплачивает результаты работ

В соответствии с п. 1.2 договора содержание и объем выполнения работ определяются условиями настоящего Контракта и Технической частью (приложение N 5 к настоящему Контракту).

Исходя из толкования указанных условий договора следует, что предметом договора являются действия исполнителя по содержанию (уборке, мойке, чистке) и текущему ремонту фонтанов (выполнение определенных видов и объемов работ).

Рассмотрев материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.

Суд указал, что из анализа текста контракта следует, что в локальной смете N 02 (текущий ремонт фонтанов) проставлены показатели объемов и цены по строкам, не заполненным в технической части (приложение N 5), что свидетельствует о несогласовании сторонами объемов работ, стороны не согласовали техническую документацию, определяющую объем и содержание работ, контракт является незаключенным, поскольку не согласован предмет.

Однако, суд первой инстанции не учел следующее.

Устанавливая фактические обстоятельства по делу, судом апелляционной инстанции установлено, что 04.03.2011 г. размещено извещение о проведении торгов (заказ N N 0358300361511000009). 04.03.2011 г. размещена документация о проведении торгов.

В соответствии с п. 4. ч. 6. ст. 41.5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указываются предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, начальная (максимальная) цена контракта.

В соответствии с размещенной документацией представляется возможным установление существенных условий предлагаемого к заключению контракта. Цена определяется при проведении аукциона.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ заявка должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг.

ИП Фролов направил заявку, тем самым в полном объеме принял условия контракта, предложенные Заказчиком, согласование цены договора должно было произойти в результате проведения аукциона.

В соответствии с ч. 22 ст. 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в случае поступления единственной заявки на участие в торгах, заявка направляется заказчику, где проверяется на предмет соответствия требованиям документации. В случае принятия решения о соответствии первой и второй частей заявки требованиям документации заключение муниципального контракта осуществляется с участником размещения заказа, подавшим единственную заявку. При этом контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе, по начальной (максимальной) цене контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, или по цене контракта, согласованной с подавшим заявку участником размещения заказа и не превышающей начальной (максимальной) цены контракта. Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола открытого аукциона в электронной форме о признании открытого аукциона несостоявшимся. Участник размещения заказа, подавший заявку, не вправе отказаться от заключения контракта.

Заявка ИП Фролова была единственной поданной. Решением Заказчика заявка ИП Фролова признана соответствующей. В результате чего заключен муниципальный контракт по начальной максимальной цене контракта на условиях, предусмотренных аукционной документацией:

предмет контракта — содержание и текущий ремонт фонтанов. Порядок формирования цены контракта — цена Контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, установленных п. 2.3 проекта контракта (приложение N 2 к настоящей документации об открытом аукционе в электронной форме). Цена Контракта включает в себя вознаграждение и компенсацию всех издержек Подрядчика, в том числе на перевозку, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 371 980/71 руб.

Требования к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика — работы должны быть выполнены в соответствии с требованиями действующего законодательства, согласно положениям, указанным в техническом задании (приложение N 1 к настоящей документации об открытом аукционе в электронной форме) и проекте контракта (приложение N 2 к настоящей документации об открытом аукционе в электронной форме).

Место выполнения работ — определено проектом контракта (приложение N 2 к настоящей документации об открытом аукционе в электронной форме) и техническим заданием (приложение N 5 к настоящей документации об открытом аукционе в электронной форме). Условия выполнения работ — проводить работы в соответствии с условиями проекта Контракта (приложение N 2 к настоящей документации об открытом аукционе в электронной форме), в полном соответствии с требованиями ГОСТ, СНиП и СанПиН, правилами использования обслуживания и ремонта инженерных сетей и систем, действующим законодательством Российской Федерации.

Срок выполнения работ — с даты заключения контракта и до 31.12.2011 г.

Объем выполняемых работ — определен проектом Контракта (приложение N 2 к документации об открытом аукционе в электронной форме) и техническим заданием (приложение N 1 к настоящей документации об открытом аукционе в электронной форме).

В соответствии с ч. 10 ст. 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме.

Суд первой инстанции ошибочно установил, что сторонами не согласованы существенные условия договора — объем и содержание работ, не согласован предмет договора.

Приложением N 5 к конкурсной документации является Техническая часть на содержание и текущий ремонт фонтанов. Техническая часть состоит из наименования работ по каждому фонтану с указанием их объемов. Также в техническом задании имеется ряд работ без указания необходимого объема.

Как указано выше, п. 1.2 контракта предусмотрено, что содержание и объем выполнения работ определяются условиями контракта и технической частью. Цена контракта подтверждается сметой, представленной Заказчику подрядчиком и протоколом согласования договорной цены.

В соответствии с п. 2.3 проекта и заключенного контракта цена может быть снижена по Соглашению сторон, совершенному в порядке п. 10.2 контракта, без изменения предусмотренных контрактом объемов выполняемых работ и иных условий исполнения контракта.

Стороны согласовали локальную смету к контракту N 1 и N 2. Калькуляция включает в себя все виды работ, указанных в техническом задании, в том числе по работам, по которым в техническом задании объемы не указаны. Общая твердая цена контракта по Локальной смете не изменилась.

В соответствии со статьей 432 Кодекса договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Истолковав условия контракта по правилам статьи 431 Кодекса, апелляционный суд пришел к выводу о заключенности его в связи с согласованностью сторонами существенного условия (о предмете договора).

Материалами дела подтверждается, что сторонами согласована техническая часть на содержание и ремонт фонтанов, указаны виды работ, единицы измерения и объем (92 — 101). Приложение N 7 контракта — содержит перечень, адреса и площадь 12 фонтанов.

Перечень работ на содержание и текущий ремонт фонтанов согласован сторонами в приложении N 8 к контракту (л.д. 104 — 105).

Суд указал, что имеет место быть несоответствие перечня объема работ его стоимости, поскольку указана цена по видам работ, указанным в техническом задании без объема.

Между тем, как указано в контракте, смета подтверждает только стоимость работ. Предмет определен уже в техническом задании. Суд апелляционной инстанции отмечает, техническое задание также содержит виды работ без указания их объемов. Между тем, из буквального толкования договора следует, что данные работы должны быть также выполнены (поскольку отражены в техническом задании), являются необходимой частью работ (вывоз мусора, строительного мусора, шпаклевка, демонтажные работы), объемы которых возможно установить только в процессе работ, между тем, они подлежат выполнению в пределах общей твердой цены контракта.

Согласованной локальной сметой цена контракта подтверждена способом, согласованным сторонами, как предусмотрено конкурсной документацией и условиями контракта, кроме того, за счет калькуляции спорных видов работ, произведено уменьшение стоимости неоспариваемых работ. Стоимость фактически выполненных работ подлежит определению при их непосредственной приемке.

Как предусмотрено пунктом 4.1 ст. 9 ФЗ от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.

исполнение контрактаЦена работ определена сторонами в контрактах и правовых оснований для ее изменения не имеется, так как в силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Кроме того, из пояснений сторон следует, что исполнение контракта начато подрядчиком, и ввиду непринятия работ в Арбитражном суде Ростовской области имеется спор по взысканию задолженности по спорному муниципальному контракту. Ранее момента процесса сдачи работ, истцом о незаключенности контракта заявлено не было.

Совокупность указанных обстоятельств дает основания считать предмет договора согласованным, а договор заключенным.

Кроме того, истцом не представлено пояснений какое нарушенное право он защищает рассматриваемым иском при наличии спора о фактическом объеме выполненных исполнителем работ.

Истцом вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказаны обстоятельства, положенные в основу исковых требований, что является основанием для отклонения последних.

Таким образом, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, содержат факты, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции состоятельными и служат основанием для отмены оспариваемого решения.

Расходы по госпошлине по иску и жалобе подлежат возложению на истца в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.12.2011 по делу N А53-14752/2011 отменить.

В удовлетворении исковых требований МУ «Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства» отказать.

Взыскать с МУ «Городское управление коммунального хозяйства и благоустройства» (ИНН 6164244505) в пользу индивидуального предпринимателя Фролова Олега Викторовича (ИНН 611803378041) 2 000 руб. — расходы по госпошлине по апелляционной жалобе.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

 

 

 

Источник: Юридический отдел по арбитражным спорам.

По всем вопросам можно записаться на прием к специалистам по телефонам:

(495) 64 — 911 — 65 или 649 — 41 — 49 или (985) 763 — 90 — 66
Внимание! Консультация платная.

Бесплатно Вы можете задать свой вопрос в разделе     «Вопрос адвокату»

Поиск