Важно отметить, что ст. 28 Закона о защите конкуренции устанавливает обязанность получения предварительного согласия антимонопольного органа на приобретение голосующих акций акционерного общества. Исходя из определения п. 1 ст. 49 Закона об акционерных обществах голосующей акцией принято считать обыкновенную акцию или привилегированную акцию, которая предоставляет акционеру — ее владельцу право голоса при решении вопросов, поставленных на голосование. В соответствии с п. 5 ст. 32 Закона об акционерных обществах акционеры, владеющие определенными привилегированными акциями, по которым размеры дивидендов определены Уставом, исключая акционеров, которые владеют кумулятивными привилегированными акциями, могут принимать участие в общем собрании акционеров с правом голоса по различным вопросам, входящим в его компетенцию, начиная с собрания, которое следует за общим собранием акционеров по итогам года, на котором вне зависимости от имеющихся причин не было принято решение о выплате дивидендов или было принято решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям этого типа.

Также в ГК РФ предусмотрено несколько оснований для приобретения собственных акций акционерным обществом. «В исключительных случаях временно акции общества могут оказаться на его балансе (в его собственности): 1) неоплаченные акционерами акции — до момента реализации акций, но не позднее одного года после их приобретения обществом (ч. 4, 5 п. 1 ст. 34 ФЗ об АО <1>); 2) приобретенные акционерным обществом — до момента их погашения, которое осуществляется при их приобретении, или до момента реализации акций, но не позднее одного года после их приобретения обществом (гл. IX, ст. 72 ФЗ об АО); 3) выкупленные акционерным обществом по требованию акционеров — до момента их погашения, которое осуществляется при их приобретении, или до момента реализации акций, но не позднее одного года после их приобретения (выкупа) обществом (гл. IX, ст. 75, п. 6 ст. 76 ФЗ об АО)» <2>.

———————————

<1> Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.

<2> Могилевский С. Д., Егорова М. А. Правовой режим приобретения акционерным обществом собственных акций // Гражданское право. 2013. N 1. С. 2 — 5.

В ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции перечислены сделки, которые должны осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа, а также условия (пороговые значения активов (выручки), условие нахождения в реестре) для установления необходимости получения такого согласия в отношении конкретной сделки. Такие сделки можно условно разделить на следующие группы в зависимости от видов лиц:

— сделки с акциями (долями) российских хозяйственных обществ;

— сделки с имуществом (основными производственными средствами и (или) нематериальными активами), находящимся на территории РФ;

— сделки с правами в отношении российских хозяйствующих субъектов;

— сделки с акциями (долями) иностранных юридических лиц, осуществляющих поставки товара на территорию РФ, а также сделки с правами в отношении таких иностранных юридических лиц.

Перечисленные выше лица, на приобретение акций (долей) имущества которых направлены совершаемые приобретателями сделки, именуются лицами, являющимися объектами экономической концентрации <3>.

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (постатейный) В.Н. Головина включен в информационный банк.

<3> Головин В. Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (постатейный). М.: Деловой двор, 2013.

В Российской Федерации под экономической концентрацией понимаются только такие сделки, которые фактически приводят к влиянию на состояние конкуренции <4>.

———————————

<4> Егорова М. А. Недостатки легитимной дефиниции категории «экономическая концентрация» в российском антимонопольном законодательстве // Юрист. 2015. N 17. С. 12.

Определение данного понятия ( «лицо, являющееся объектом экономической концентрации») приведено в п. 22 ст. 4 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, лицо, являющееся объектом экономической концентрации, — это лицо, в отношении которого осуществляются предусмотренные Законом о защите конкуренции сделки (действия) (само приобретаемое общество; лицо, активы (имущество) которого приобретаются). Таковым может быть не только российское, но и иностранное юридическое лицо, осуществляющее поставки товаров на территорию РФ, если в отношении его осуществляются сделки, предусмотренные п. 9 ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции.

В целях антимонопольного регулирования в отношении лица, которое выступает объектом экономической концентрации, Законом о конкуренции предусмотрен ряд обязанностей, связанных с необходимостью предоставления им сведений о суммарной балансовой стоимости активов, наличии лицензий, вхождении в состав группы лиц, а при наличии определенных Законом требований (ч. 1 ст. 28 ЗоЗК) исполнением обязанностей по предварительному согласованию действий по экономической концентрации <5>.

———————————

<5> Егорова М. А. Там же. С. 16 — 17.

В п. 1 — 6 ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции устанавливаются требования о необходимости предварительного согласования сделок по приобретению акций (долей) российских хозяйственных обществ и определяются пороговые значения количества приобретаемых акций (долей), в результате превышения которых возникает необходимость предварительного согласования с антимонопольным органом. В соответствии с данными нормами предварительное согласие необходимо на приобретение лицом (или группой лиц):

— более 25%, 50% или 75% голосующих акций акционерного общества;

— более 1/3, 50% или ⅔ долей участия в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.

Закон о защите конкуренции прямо предусматривает, что требование о предварительном согласовании приобретения акций (долей) не применяется в случае первоначального приобретения более 25% голосующих акций акционерного общества (или более 1/3 долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью соответственно) учредителями таких обществ при их создании.

Приобретение акций (долей), осуществляемое в пределах соответствующих пороговых значений, совершается без предварительного согласия антимонопольного органа. Так, например, предварительное согласование не требуется для сделок по приобретению лицом, владеющим 29% акций акционерного общества, 15% акций данного общества, в результате которого такой приобретатель получит право распоряжаться 44% акций общества.

Вместе с тем приобретение более 25%, 50%, 75% голосующих акций (либо более 1/3, 50%, ⅔ долей — для общества с ограниченной ответственностью) подлежит согласованию с антимонопольным органом.

В том случае, если приобретателю (группе лиц) до совершения сделки уже принадлежит более 75% голосующих акций общества (более ⅔ долей — для общества с ограниченной ответственностью) и распоряжение указанным количеством голосов (более 75% акций; более ⅔ долей) ранее согласовывалось антимонопольным органом, последующие сделки в отношении акций (долей) данного общества таким приобретателем (группой лиц) могут осуществляться без предварительного согласия антимонопольного органа.

В отношении сделок с акциями следует сразу обратить внимание на то, что согласования с антимонопольным органом требуют сделки не с акциями вообще, а именно с голосующими акциями, т.е. с акциями, дающими право на участие в управлении акционерным обществом. Сделки по приобретению привилегированных акций согласования не требуют.

Также следует отметить, что для сделок по покупке голосующих акций или долей Закон <6> устанавливает дополнительный критерий, суть которого состоит в том, что согласования требует приобретение не любого количества акций или долей, а только такого, в результате которого у приобретающего лица образуется определенный объем акций или долей, позволяющий определять, влиять или влиять с большей степенью на решения общества, акции или доли которого приобретаются. Закон устанавливает, что требуют согласования с антимонопольным органом только такие сделки (как с участием финансовых организаций, так и с участием иных хозяйствующих субъектов, не являющихся финансовыми организациями), в результате которых покупатель акций получает в совокупности с уже имевшимися прежде акциями более 25%, 50% или 75% голосующих акций хозяйствующего субъекта или покупатель долей получает в совокупности более 1/3, 50% или ⅔ долей общества.

———————————

<6> Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О защите конкуренции» // СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3434.

Например, если лицо имело прежде 10% голосующих акций хозяйствующего субъекта и намерено купить еще 10%, то такая сделка согласования не требует, поскольку в результате сделки у него будет лишь 20% и первый порог в 25% еще не достигнут. Если же он захочет купить еще, например, 7% акций, то такая сделка потребует согласования, ведь в ее результате будет уже 27% акций, а это уже более чем 25%. Последующие сделки не будут требовать согласования до тех пор, пока не будет достигнут следующий порог — 50%, а после получения более 50% не потребуется согласования до достижения следующего порога — в 75%. Итак, согласования требует совершение только сделок, в результате которых лицо (группа лиц) получает в совокупности с имевшимися прежде у него акциями более 25%, или более 50%, или более 75% голосующих акций юридического лица.

Аналогичным образом решается вопрос и в отношении покупки долей.

В п. 8 ч. 1 ст. 28 устанавливается требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на приобретение лицом (или группой лиц) в результате одной или нескольких сделок прав, позволяющих определять условия осуществления зарегистрированным на территории РФ хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности, или прав по осуществлению функций его исполнительного органа.

Закон о защите конкуренции не содержит законодательного определения понятия прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности. Представляется, что приобретение таких прав имеет место в случаях совершения определенных сделок, которые можно условно разделить на две группы:

1) сделки, по которым стороной выступает само российское общество как лицо, являющееся объектом экономической концентрации;

2) сделки, совершаемые в отношении третьих лиц, прямо или косвенно контролирующих лицо, являющееся объектом экономической концентрации.

К первой группе относятся, к примеру, договоры, заключаемые между основными и дочерними хозяйственными обществами, акционерные соглашения, договоры об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью и иные аналогичные договоры, на основании которых одно лицо получает право давать другому хозяйствующему субъекту обязательные для исполнения указания в отношении ведения таким хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности (совершить сделку, передать лицензию и др.).

Ко второй группе относятся сделки по приобретению акций (долей) либо иных прав в отношении юридических лиц (в том числе иностранных), владеющих долями участия в уставных капиталах российских хозяйствующих субъектов либо иным образом их контролирующих, если в результате таких приобретений приобретатель получает возможность косвенно влиять на условия ведения предпринимательской деятельности российских хозяйствующих субъектов. Такими приобретениями, к примеру, могут являться: приобретение более 50% акций иностранного юридического лица, являющегося единственным или мажоритарным акционером (участником) российского общества, либо приобретение менее 50% акций такого иностранного юридического лица, при условии, что между приобретателем и иными акционерами юридического лица будет заключено соглашение (акционерное или иное), по которому приобретатель получит право определять условия ведения предпринимательской деятельности российского общества. Необходимо отметить, что в отдельных случаях, исходя из условий и обстоятельств совершения конкретной сделки, предварительного согласования может потребовать и приобретение прав блокирования решений органов управления российского хозяйствующего субъекта, касающихся условий осуществления его предпринимательской деятельности <7>.

———————————

<7> Смагина И. А. Предпринимательское право: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л, 2009.

Совершение сделок в отношении иностранных юридических лиц требует внимания антимонопольного органа в том случае, если такие сделки оказывают влияние на состояние конкуренции на территории РФ. Такое влияние будет иметь место в двух основных случаях:

1) если такое иностранное юридическое лицо, в отношении которого совершается сделка, имеет возможность определять решения российских хозяйствующих субъектов (например, является для них холдинговой компанией);

2) если такое иностранное юридическое лицо само осуществляет поставки товаров на территорию РФ.

Для целей антимонопольного контроля основное значение имеет факт получения лицом (группой лиц) возможности осуществления права голоса, воплощенного в приобретаемых акциях (долях участия) хозяйственного общества в результате совершения сделки. Соответственно, предварительного согласия антимонопольного органа требует как приобретение права собственности на акции российских акционерных обществ, так и приобретение права распоряжаться акциями (долями) российских хозяйственных обществ по иным основаниям.

Важно отметить, что предварительное согласие антимонопольного органа на приобретение акций (долей) требуется только в тех случаях, когда приобретатель получает возможность самостоятельно осуществлять права, воплощенные в приобретаемых акциях (долях). В том случае, если приобретающее акции (доли) лицо (к примеру, номинальный держатель акций, управляющий или лицо, действующее по доверенности) исходя из имеющихся у него полномочий в результате совершения сделок не приобретает право самостоятельно распоряжаться приобретаемыми акциями (долями), а имеет право осуществлять право голоса и иные права по данным акциям (долям) только строго в соответствии с указаниями владельцев этих акций (долей), то такое лицо не является приобретателем акций (долей) в понимании ст. 28 Закона о защите конкуренции и осуществляемые им приобретения не потребуют предварительного согласия антимонопольного органа <8>. При этом такое предварительное согласие потребуется для владельца акций (долей), если пакет акций (долей), который приобретается от его имени и (или) в его интересах вышеперечисленными лицами, превышает соответствующие пороговые значения, предусмотренные в ст. 28 Закона о защите конкуренции.

———————————

<8> Головин В. Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (постатейный).

В соответствии с вышесказанным предварительное согласие антимонопольного органа на приобретение акций (долей) хозяйственных обществ, в результате которого превышаются указанные выше пороговые значения акций (долей), потребуется, к примеру, в случаях:

1) получения акций (долей) в результате обращения взыскания на заложенное имущество в соответствии с договором залога (как таковое заключение договора залога может потребовать предварительного согласия антимонопольного органа только в случае, если в результате заключения такого договора залогодержатель получит право распоряжаться голосующими акциями, составляющими предмет залога, например, путем осуществления права голоса по таким акциям на общем собрании акционеров акционерного общества);

2) приобретения акций (долей) в результате увеличения уставного капитала общества или выкупа (приобретения, получения) обществом собственных акций (долей) в предусмотренных законодательством случаях, если такие приобретения влекут соответствующие изменения пакетов акций (долей), принадлежащих акционерам (участникам), в уставных капиталах таких хозяйственных обществ;

3) приобретения акций (долей) доверительным управляющим или управляющей компанией на основании договора доверительного управления или соответственно договора с управляющей компанией;

4) получения права распоряжаться акциями акционерного общества на основании акционерного соглашения;

5) приобретения лицом прав в отношении акций (долей), если такому лицу выдана доверенность на распоряжение пакетом акций (долей) по своему усмотрению <9>.

———————————

<9> Головин В. Н. Указ. соч.

Автор: Р.Ш.Касымов

Источник: Констультант Плюс

Литература

1. Могилевский С. Д., Егорова М. А. Правовой режим приобретения акционерным обществом собственных акций // Гражданское право. 2013. N 1. С. 2 — 5.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (постатейный) В.Н. Головина включен в информационный банк.

2. Головин В. Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (постатейный). М.: Деловой двор, 2013.

3. Егорова М. А. Недостатки легитимной дефиниции категории «экономическая концентрация» в российском антимонопольном законодательстве // Юрист. 2015. N 17. С. 12.

4. Смагина И. А. Предпринимательское право: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л, 2009.

 

 

 

 

 

Поиск