ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Телефоны: (495) 649-41-49, 64-911-65  

Понятие земель промышленности

Земли промышленности как отдельный вид рассматриваемой категории земель находятся только вне территорий населенных пунктов. Это объясняется тем, что земли, занятые промышленными предприятиями в городах и других населенных пунктах, включаются в состав земель населенных пунктов. К землям промышленности относятся земельные участки, которые предоставлены для размещения и эксплуатации предприятий обрабатывающей, энергетической, горнодобывающей и других отраслей промышленности. Это земли, занятые фабриками, заводами, тепловыми электростанциями, шахтами, рудниками, карьерами, приисками и другими горнодобывающими предприятиями.
Наиболее важными признаками земель промышленности являются: расположение этих земель вне территорий населенных пунктов и обслуживание ими производственных, хозяйственных и жилищно-строительных нужд промышленныхЗемельное право предприятий.
Размеры земельных участков для размещения и эксплуатации промышленных предприятий не устанавливаются в законодательном порядке. Размер земельного участка для промышленного предприятия устанавливается в каждом случае в соответствии с утвержденным в надлежащем порядке проектом строительства или реконструкции предприятия. Земельные участки предоставляются промышленным предприятиям для их производственной деятельности и используются для размещения производственных объектов, цехов, складов, прокладки коммуникаций и других целей.
Промышленные предприятия обязаны использовать свои земельные участки строго по целевому назначению, в связи с их производственной деятельностью. Хотя промышленные предприятия могут образовывать подсобные сельские хозяйства, но для этих целей им предоставляются земельные участки, которые относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Санитарно-защитные зоны. Производственная деятельность промышленного предприятия представляет собой источник повышенной опасности для населения и состояния окружающей среды, поэтому на соседних земельных участках устнавливаются особые санитарно-защитные зоны. Цель установления этих зон — обеспечить санитарную защиту местности от промышленных выбросов. Установление таких зон — особенность правового режима этих земель.
Порядок установления санитарно-защитных зон определен в Санитарных правилах и нормах СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. № 41. В санитарных правилах содержатся гигиенические требования, предъявляемые к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, к их организации и благоустройству, основания к пересмотру этих размеров.
Санитарно-защитная зона устанавливается вокруг каждого промышленного предприятия и других объектов, которые могут быть источниками химического, биологического или физического воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Минимальные размеры санитарно-защитных зон могут составлять от 2000 м до 100 м. Для крупных промышленных предприятий и комплексов производств (черная и цветная металлургия, предприятия нефтепереработки и нефтехимии, биосинтеза, лесопромышленный комплекс и др.) размеры санитарно-защитных зон обосновываются проектирующей организацией и устанавливаются в каждом случае по решению Главного государственного санитарного врача РФ или его заместителя.
Требования об установлении санитарно-защитных зон для промышленных объектов, представляющих особую опасность, установлены в Федеральном законе от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» ред. от 10 февраля 1997 г.). В целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения устанавливаются особые территории — санитарно-защитная зона и зона наблюдения. В санитарно-за-щитной зоне и зоне наблюдения должен осуществляться контроль за радиационной обстановкой. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, который согласовывается с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и утверждается органами местного самоуправления.
В санитарно-защитной зоне запрещается размещение жилых и общественных зданий, детских учреждений, а также не относящихся к функционированию ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения лечебно-оздоровительных учреждений, объектов общественного питания, промышленных объектов, подсобных и других сооружений и объектов, не предусмотренных утвержденным проектом санитарно-защитной зоны. Использование для хозяйственных целей существующих объектов и сооружений, расположенных в санитарно-защитной зоне, при изменении профиля их использования возможно по представлению эксплуатирующей организации с разрешения органов государственного регулирования безопасности.
В зоне наблюдения, включающей в себя санитарно-защитную зону, на граждан распространяется действие мер по социально-экономической компенсации за дополнительные факторы риска, а также мер по аварийному планированию. Охрана земельНеобходимость установления зоны наблюдения, ее размеры и границы определяются в проекте на основании характеристик безопасности объектов использования атомной энергии и согласовываются с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В зоне наблюдения органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора могут вводиться ограничения на хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством РФ.
Убытки, причиненные установлением санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения, возмещаются эксплуатирующей организацией в соответствии с законодательством РФ. Для некоторых объектов использования атомной энергии в соответствии с характеристиками безопасности этих объектов санитарно-защитная зона и зона наблюдения могут быть ограничены пределами территории объекта, здания, помещения.
Экологические требования. Законодательство предусматривает специальные экологические и санитарно-гигиенические требования к размещению, проектированию и вводу в эксплуатацию объектов, строений и сооружений, влияющих на состояние земель (ст. 103 ЗК). При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель. Оценка отрицательного влияния на состояние земель и эффективность предусмотренных защитных мероприятий производятся по результатам государственной санитарно-гигиенической и экологической экспертизы, без положительного заключения которых запрещается внедрение новой техники и технологий, строительство (реконструкция) предприятий и других объектов. Аналогичные требования предусмотрены в ст. 65 ЛК РФ и ст. 105 ВК РФ.
Комплексные экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов закреплены в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды». При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередачи, связи, трубопроводов, каналов, иных объектов, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.
Нарушение этих требований влечет за собой приостановление до устранения недостатков либо полное прекращение деятельности по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию экологически вредных объектов в соответствии с предписанием специально на то уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпи-демиологического надзора.
В случае размещения предприятий, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований по охране окружающей природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, учету ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий деятельности указанных объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения.
Что особенно важно — места строительства предприятий, сооружений и иных объектов определяются в соответствии со ст. 28 ЗК и требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства при наличии положительного заключения специально на то уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и решения местных органов самоуправления. В необходимых случаях при размещении объектов, затрагивающих экологические интересы населения, решение принимается по результатам обсуждения или референдума

По всем возникшим вопросам рекомендуем записаться на прием к нашим специалистам по телефонам:

8 (495) 64 — 911 — 65 или 8 (495) 649 — 41 — 49 или 8 (985) 763 — 90 — 66

Внимание! Консультация платная.

Бесплатную консультацию Вы можете получить в разделе Юрист On-Line

Поиск