ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Телефоны: (495) 649-41-49, 64-911-65 



В настоящее время основным ориентиром государственной политики Правительства Москвы в сфере защиты детства является формирование системы, которая обеспечит право каждого ребенка жить и воспитываться в семье.
В 2012 г. на Департамент социальной защиты населения города Москвы возложили полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.защиты детства
Кроме того, Департаменту переданы практически все учреждения, в которых содержатся и воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, а также учреждения по работе с семьями с детьми.

Объединение всех учреждений в одном ведомстве позволит избежать дублирования их деятельности и поставить единые и согласованные цели работы этих учреждений.
Проведенные изменения обеспечивают организационную основу для внедрения новой Модели профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которая была разработана и одобрена на межведомственной рабочей группе 28 марта 2013 г.
В рамках реализации модели профилактики социального сиротства выстраивается системная работа по раннему выявлению в г. Москве семей с детьми и проведению с ними эффективной профилактической работы.
В настоящее время эта работа в г. Москве возложена на:
— 26 центров помощи семье и детям;
— 72 отделения помощи семье и детям;
— 11 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
В указанных учреждениях идет формирование служб, которые работают индивидуально с каждой семьей каждым случаем), оказывая содействие родителям в трудоустройстве, помощь в прохождении курсов переподготовки с целью освоения современных профессий, пользующихся спросом на рынке труда, организации лечения от алкогольной, наркотической, игровой зависимости, помощи в воспитании, обучении, при необходимости организации лечения ребенка.
В состав каждой службы входят:
— специалист по социальной работе (куратор на 30 семей);
— социальный педагог (семейный помощник на 15 семей);
— психолог.
Целью данной службы является предотвращение лишения или ограничения родителей в родительских правах.
В 2012 г. численность детей, родители которых лишены родительских прав, составила 1728, ограничено в родительских правах 192 родителя.
В первом полугодии 2013 г. судами г. Москвы удовлетворено 775 исковых заявлений о лишении родителей родительских прав.
Одной из основных форм профилактической работы является осуществление социального патроната над семьей на добровольной основе в целях повышения родительской ответственности и сохранения ребенка в его кровной семье.
ответственности и сохранения ребенка Социальный патронат регулируется законодательством г. Москвы и осуществляется на основании договора, заключенного между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа, уполномоченной организацией и законным представителем (законными представителями) ребенка (детей) в целях реабилитации семьи.
В настоящее время с 23 уполномоченными организациями заключено 104 договора с семьями, в которых находятся 179 детей.
Вместе с тем потенциал института социального патроната не реализован в полной мере. Работа в данном направлении только начинается.

При этом мы видим целесообразность привлечения ресурсов негосударственных организаций к этой работе. В связи с этим разработан проект постановления Правительства Москвы об утверждении порядка предоставления в 2014 г. субсидий из бюджета города Москвы негосударственным организациям на осуществление работы по социальному патронату.
По нашему мнению, организация системной профилактической и реабилитационной работы с семьями с детьми в данном формате позволит сократить количество изымаемых из семей детей, и родителей, ограниченных или лишенных родительских прав, к 2016 г. на 35%.
Роль органов опеки и попечительства в разрешении споров, связанных с воспитанием детей
Споры, связанные с воспитанием детей, относятся к наиболее сложной и трудноразрешимой категории дел в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. При их рассмотрении должны быть учтены, как правило, взаимоисключающие интересы спорящих родителей, несовершеннолетних детей, иных близких родственников ребенка, а также ряд существенных факторов, позволяющих вынести решение, в максимальной степени отвечающее интересам детей.
В соответствии со ст. 78 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ), при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.
Споры о детях включают в себя следующие категории дел.
1. Споры о воспитании детей между родителями:
— о месте жительства ребенка при раздельном проживании супругов (п. 3 ст. 65 СК РФ);
— об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ);
— об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ).
2. Споры родителей или лиц, их заменяющих, об отобрании детей от третьих лиц:
— о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ);
— о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (п. 2 ст. 150 СК РФ);

 

По всем возникшим вопросам рекомендуем записаться на прием к нашим специалистам по телефонам:

8 (495) 64 — 911 — 65 или 8 (495) 649 — 41 — 49 или 8 (985) 763 — 90 — 66

Внимание! Консультация платная.

Бесплатную консультацию Вы можете получить в разделе Юрист On-Line

Поиск