ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Телефоны: (495) 649-41-49, 64-911-65

 

Практически во всех вариантах определения понятия семейного права как отрасли права присутствует информация о том, что в рамках семейного права регулируются отношения, возникающие между гражданами. Круг регулируемых отношений неоднороден. Участие в регулируемых отношениях граждан бесспорно. Но только ли граждане принимают в них участие?
Сегодня законодательным источником определения субъекта семейных правоотношений является ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации <1>, определяющая круг отношений, регулируемых семейным законодательством. Отсюда можно сделать вывод, что к субъектам семейных правоотношений относятся супруги, родители (лица, их заменяющие) и дети. В случаях и пределах, установленных законом, также другие родственники и иные лица, принимающие на себя семейно-правовые обязательства, в частности обязательства по определению форм и порядка устройства в семью несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей. То есть действующее семейное законодательство не исключает участия «иных лиц» в отношениях, регулируемых семейным законодательством. Возможным дополнительным аргументом в этой части могут послужить и взгляды из теории права. В частности, М.Н. Марченко отмечает, что «под субъектом права понимаются лицо или организация, за которыми государство признает способность быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей»понятия семейного права

Субъекты семейных правоотношений — это его участники как обладатели субъективных семейных прав и обязанностей <3>. Каждый из субъектов семейных правоотношений наделен семейной правоспособностью, наличие дееспособности не всегда является необходимым условием для участия в семейных правоотношениях. При этом в семейном законодательстве отсутствуют определения семейной правоспособности и дееспособности. В связи с этим возникает необходимость обращения к гражданскому законодательству, в котором правоспособность определяется как способность иметь гражданские права и нести обязанности, а дееспособность — как способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Исходя из этих определений можно по аналогии дать определение семейной правоспособности и дееспособности. Семейная правоспособность — это способность иметь личные неимущественные и имущественные права и нести обязанности. Семейной правоспособностью наделен каждый из субъектов семейных правоотношений. Возникает семейная правоспособность, как и гражданская, с момента рождения, если речь идет о правоспособности гражданина. С достижением определенного возраста ее объем расширяется. Так, способность вступать в брак, быть опекуном, попечителем, усыновителем, приемным родителем появляется по общему правилу только с совершеннолетнего возраста.
Если в отношении семейной правоспособности практически все ученые <4> единодушны в том, что она существует, то в отношении семейной дееспособности такого единодушия не наблюдается. В связи с этим возникает вопрос о том, каково соотношение семейной правоспособности и семейной дееспособности и есть ли вообще такая категория в семейном праве.

Поскольку дееспособность регулируется гражданским законодательством, то для анализа ее сущности прежде всего обратимся к нормативному определению дееспособности в ГК РФ.
Статья 21 ГК РФ определяет дееспособность как «способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности». Дееспособность в гражданском праве имеет свою собственную структуру и содержание, соответствующую задачам гражданско-правового регулирования имущественных общественных отношений. В семейных правоотношениях у дееспособности иная сфера применения и поэтому иная структура. Это особенно касается дееспособности несовершеннолетних. В семейном праве не может быть применена такая категория, как ограниченная дееспособность несовершеннолетних, которая установлена ст. ст. 26 и 28 ГК РФ, поскольку ее целевое назначение относится к совершению имущественных сделок, способности распоряжаться имуществом, заработком. Особенностью дееспособности в семейном праве является то, что она в области совершения семейно-правовых актов возникает одновременно с соответствующими элементами содержания правоспособности и существует, как правило, в единстве с ним. Необходимость личного совершения семейно-правовых актов исключает, как правило, их выполнение путем действий законных представителей. Осуществление семейных прав и обязанностей, в частности это относится к имущественным правам, не всегда зависит от обладания дееспособностью, поэтому оно возможно посредством действий законных представителей.
Многие семейные права и обязанности, имея личный характер, не могут отчуждаться, передаваться другим лицам. Однако осуществление таких прав и тем более их защита не обязательно требуют личного участия обладателя семейных прав и обязанностей. Применить возрастную структуру гражданской дееспособности несовершеннолетних к семейным правоотношениям не представляется возможным в силу особой природы семейных правоотношений. Поэтому семейное законодательство вводит собственную возрастную структуру, позволяющую говорить об определенных возрастных этапах семейной дееспособности (10, 14 и 16, а также 18 лет).
Таким образом, в области семейного права дееспособность проявляется как способность к совершению семейно-правовых актов, направленных на создание или прекращение семейных правоотношений (заключение брака, установление отцовства, усыновление и др.), к осуществлению личных и имущественных прав и обязанностей, вытекающих из них.
Субъекты семейного права наделяются законом семейной правоспособностью и семейной дееспособностью. В СК РФ нет понятий семейной правоспособности и дееспособности. Определение этих категорий разработано в теории семейного права, где отмечается как близость семейной правоспособности и дееспособности с правоспособностью и дееспособностью в гражданском праве, так и их определенное своеобразие.
Ратификация Союзом ССР Конвенции ООН «О правах ребенка» <5>, принятой 20 ноября 1989 г., повлекла за собой установление для нашего государства, сегодня — для Российской Федерации, определенных обязательств, в первую очередь приведение национального законодательства в соответствие с положениями Конвенции. В соответствии со ст. 18 Конвенции в целях гарантии и содействия осуществлению прав детей, закрепленных в Конвенции, государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей.

Первым шагом на пути признания ребенка самостоятельным субъектом права, находящимся под защитой государства, было включение в СК РФ новой главы — «Права несовершеннолетних детей». Следующим этапом явилось определение целей государственной политики в интересах детей и закрепление их в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» <6>. Данный Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. То обстоятельство, что государства — участники Конвенции гарантируют, принимают все необходимые меры по обеспечению прав ребенка, обязуются уважать его право, признают его, вовсе не означает, что они могут выступать лишь в роли гаранта осуществления субъектом своих прав. Введение в СК РФ раздела VI «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», где предусмотрены конкретные права и обязанности органов опеки и попечительства по выявлению и учету таких детей, позволяет предположить, что органы опеки и попечительства, то есть государственные органы, также относятся к числу субъектов семейных правоотношений в определенных семейным законодательством случаях. Например, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства или договора о приемной семье как правовое основание установления опеки или попечительства, в том числе в форме приемной семьи, обязывает органы опеки и попечительства выступать в качестве стороны, наделенной комплексом прав и обязанностей, предусмотренных семейным законодательством. Дополнительные основания предполагать появление новых субъектов семейных правоотношений появились с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» <7> и нормативных актов в его развитие <8>. Здесь же можно отметить и появление в СК РФ главы 22 «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». То, что на органы опеки и попечительства возложена обязанность осуществления контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является дополнительным подтверждением, что такие организации — это также предполагаемые специальные субъекты семейных правоотношений. В соответствии с п. 2 ст. 155.2 СК РФ к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правилами заключения договора об осуществлении опеки или  органами опеки и попечительствапопечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных) (ред. от 26.07.2010) // Собрание законодательства РФ. 2009. N 21. Ст. 2572; Собрание законодательства РФ. 2010. N 31. Ст. 4257/ Между тем А.И. Загоровский в своей работе 1909 года отмечал, что «из отношений семейных — опека менее всего проникнута… особенностями семейного союза, будучи учреждением более публичного, нежели частного права, так как в ней, а равно и в усыновлении недостает существенного элемента этого союза — физиологической основы»

Глава 22 «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» введена в СК РФ в связи с принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве». Как известно, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны передаваться в первую очередь на воспитание в семью (усыновление, опека и попечительство, приемная, патронатная семья) и только при отсутствии такой возможности — в соответствующие организации. Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы. Права и обязанности таких организаций в отношении передаваемых под их надзор детей возникают с момента принятия соответствующих актов.
Ребенок, оставшийся без попечения родителей, опекунов (попечителей), усыновителей в период, когда они не в состоянии исполнять свои обязанности по уважительным причинам (серьезная болезнь, длительная командировка и др.), может быть устроен в перечисленные выше организации временно. Передача ребенка в подобных случаях оформляется актом органа опеки и попечительства, при этом такое устройство ребенка не прекращает обязанностей родителей (опекунов, попечителей либо усыновителей).
Если ребенок устраивается в образовательную, медицинскую и подобную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения 16 либо 18 лет, то есть постоянно, то обязанности опекуна (попечителя) этого ребенка исполняет такая организация. Таким образом, ребенку, который передан под надзор одной из таких организаций, опекун (попечитель) не назначается, поскольку его обязанности возложены на администрацию организации.
Органы опеки и попечительства обязаны контролировать деятельность организаций, в которых пребывают дети, оставшиеся без родителей. Это касается в первую очередь условий содержания, воспитания, образования, а при необходимости — лечения таких детей.
Согласно положениям о многих организациях о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, дети могут пребывать в них не до 18 лет, а до достижения более раннего возраста.
Временная передача детей в семью из таких организаций осуществляется под ответственность организаций, в которых они пребывают. Поэтому органы опеки и попечительства обязаны предоставлять, по просьбе этих организаций, информацию о гражданах, которые выразили желание стать опекунами или попечителями и учет которых ведут органы опеки и попечительства.
О возможности включения юридических лиц в качестве субъектов семейных правоотношений отмечалось и в трудах А.М. Нечаевой <10>, с оговоркой, что данный вопрос относится к числу спорных и нуждается в изучении. Таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью изучения вопроса о расширении круга субъектов семейного права. В том числе с целью определения правового положения новых субъектов как субъектов семейного права и перечня дополнительных признаков, которые характерны для таких субъектов.

 

 

По всем возникшим вопросам рекомендуем записаться на прием к нашим специалистам по телефонам:

8 (495) 64 — 911 — 65 или 8 (495) 649 — 41 — 49 или 8 (985) 763 — 90 — 66

Внимание! Консультация платная.

Бесплатную консультацию Вы можете получить в разделе Юрист On-Line  

Поиск