Пунктом 1 ст. 390НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложенияв соответствии со ст. 389 НК РФ.

Налоговаябаза определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастроваястоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Пунктом 12 ст. 396НК РФ установлено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведениеГосударственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегосяналоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своегонахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложенияв соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Правовоерегулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельныхучастков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РоссийскойФедерации, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из однойкатегории в другую» (ред. от 12.07.2011), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектовРоссийской Федерации.

Статьей 5 Закона N 172-ФЗ установлена процедура перевода земельных участков из одной категории в другую. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводеземель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельныхучастков из состава земель одной категории в другую в исполнительный органгосударственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются кадастровый номерземельного участка; категория земель, в состав которых входит земельныйучасток, и категория земель, перевод в состав которых предполагаетсяосуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель однойкатегории в другую; права на земельный участок.

Для принятиярешения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:

выписка из Государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельномучастке, перевод которого из состава земель одной категории в другуюпредполагается осуществить, или кадастровый паспорт такогоземельного участка;

копиидокументов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из Единогогосударственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единогогосударственного реестра юридических лиц;

выписка из Единогогосударственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее -ЕГРП) о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель однойкатегории в другую предполагается осуществить;

заключениегосударственной экологической экспертизы в случае, если ее проведениепредусмотрено федеральными законами;

согласиеправообладателя земельного участка на перевод земельного участка из составаземель одной категории в другую.

Ходатайствонаправляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственнойвласти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этогоходатайства.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственнойвласти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либоакт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земельиз одной категории в другую в следующие сроки:

в течениетрех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установленонормативными правовыми актами Российской Федерации — Правительством РоссийскойФедерации;

в течениедвух месяцев со дня поступления ходатайства — исполнительным органом государственнойвласти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Акт о переводе земель или земельных участков должен содержать следующие сведения:основания изменения категории земель; границы и описание местоположения земель,для земельных участков также их площадь и кадастровые номера; категорию земель,перевод из которой осуществляется; категорию земель, перевод в которуюосуществляется.

Акт о переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение 14 дней со дня принятия такого акта.

Исполнительныйорган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течениепяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти,уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимогоимущества и ведение Государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, — в подведомственное данному федеральномуоргану исполнительной власти государственное учреждение.

О внесенныхизменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованныхправообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель илиземельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрациюправ на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи днейизменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе такихземель из одной категории в другую в записи ЕГРП.

Здесь следуетобратить внимание на то, что переоформления правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельныхучастков из состава земель одной категории в другую, не требуется.

Переводземель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи ЕГРП (ст. 5 Закона N 172-ФЗ).

Сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, представляются по форме «Сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество том числеземельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества», утвержденной Приказом ФНС России от 13.01.2011 N ММВ-7-11/11@ (далее — форма).

Лист «А» «Сведения о земельном участке» названной формы, в том числе строка 1.4 листа «А»,где указывается код категории земли, заполняются по каждому земельному участку,сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости и (или) в ЕГРП.

Такимобразом, информация о земельных участках, в том числе об изменениях в связи с переводом земельных участков из одной категории в другую, представляемая в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведениеГосударственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, будет содержать сведения, которые внесеныв ЕГРП.

На основеполученной информации при исчислении земельного налога в случае изменениякадастровой стоимости земельного участка в связи с переводом земель из однойкатегории в другую следует иметь в виду, что налоговая база, размер которойзависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости),определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом)и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.Такие изменения, как перевод земель из одной категории в другую, изменение видаразрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровойстоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода,учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.

 

Автор: А.Д.Немоляев

Источник: Консультант плюс 

Поиск