ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Телефоны: (495) 649-41-49, 64-911-65  

 

К числу основных начал семейного законодательства Семейный кодекс Российской Федерации (далее — СК РФ) относит защиту государством семьи, материнства, отцовства и детства (п. 1 ст. 1 СК РФ). Данные положения отраслевого законодательства берут начало из Основного Закона страны — Конституции Российской Федерации, закрепляющей в ст. 38 защиту государством материнства, детства и семьи в качестве гарантированных прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, ст. 72 Конституции определяет, что защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что в России защита семьи как конституционная норма появилась далеко не сразу. Исследование конституций, принятых в нашей стране за период с 1917 г. по 1993 г., позволяет сделать вывод, что до принятия в 1977 г. Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик <1> положения о государственной охране семьи в ранее принятых конституциях не содержались. Так, в Конституции СССР 1936 г. <2> и в Конституции РСФСР 1937 г. <3> присутствовали лишь указания, что женщине предоставляютсязащиту государством материнства равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность же осуществления этих прав женщин обеспечивалась в том числе охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.

Конституция СССР 1977 г. впервые на уровне Основного Закона государства закрепила государственную защиту семьи, а именно в ст. 53 было указано, что «семья находится под защитой государства». И несмотря на то, что законодатель не упомянул при этом, каким образом такая защита должна осуществляться, остановив свое внимание лишь на «путях проявления государством заботы о семье», тем не менее, благодаря введению данной нормы, семья впервые была определена как нуждающаяся в защите со стороны государства

Невольно возникает вопрос: в связи с какими обстоятельствами государство стало проявлять повышенную «заботу» о семье, что послужило причиной для введения института ее защиты? Для ответа обратимся к отечественной истории развития взаимоотношений между семьей и государством.
В дореволюционном законодательстве России «семья» пользовалась некоторой автономией. Как справедливо отмечал Г.Ф. Шершеневич, «… государство охраняет по возможности неприкосновенность внутренней жизни семьи, опасается излишним вмешательством повредить мирным ее отношениям. Родители имеют в отношении своих детей карательную власть; некоторые преступления, возбуждающие в других случаях преследование по инициативе самой власти, вызывают вмешательство последней только по жалобе потерпевшего члена семьи» <5>.
———————————
<5> Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.) / Вступ. ст. Е.А. Суханова. М.: Фирма «СПАРК», 1995. С. 407.

В советский период семья пережила серьезные метаморфозы. Характеризуя главные изменения, происходившие в семье на протяжении XX в., российский демограф и экономист, директор Института демографии НИУ-ВШЭ А.Г. Вишневский справедливо замечает наличие процесса «раскрестьянивания» семей и превращения их из «сельских в городские» <6>. Данное явление сопровождалось изменением роли государства в регулировании семейных отношений. Исследователи подразделяют развитие брачно-семейных отношений в указанный период на три этапа <7>. Согласно названной периодизации, на первом этапе, продолжавшемся примерно до середины 1930-х гг., развитие брачно-семейных отношений имело в целом ярко выраженную либеральную направленность ( «меньше государства»). Именно в этот период был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г., который впервые допустил вмешательство государства в семейную жизнь граждан, в сферу взаимоотношений родителей и детей и узаконил «фактический брак».

Второй этап — с середины 1930-х до середины 1950-х — характеризовался тенденцией к жесткому регулированию брачно-семейной сферы ( «больше государства»). Так, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания „Мать-героиня“ и учреждении ордена „Материнская слава“ и медали „Медаль материнства“ стал признаваться только зарегистрированный брак, появилась категория „внебрачные дети“, а из Кодекса законов о браке, семье и опеке 1926 г. были исключены положения об одинаковых правах детей, рожденных в зарегистрированном браке, и внебрачных <8>. На третьем этапе, начиная с середины 1950-х гг., шло медленное возвратное движение к либерализации брачно-семейных отношений. Подтверждением тому служат, например, нормы Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г., предусматривавшие равенство прав и обязанностей детей по отношению к родителям и их родственникам, как рожденных от родителей, состоящих в браке между собой, так и рожденных вне брака.

 

По всем возникшим вопросам рекомендуем записаться на прием к нашим специалистам по телефонам:

8 (495) 64 — 911 — 65 или 8 (495) 649 — 41 — 49 или 8 (985) 763 — 90 — 66

Внимание! Консультация платная.

Бесплатную консультацию Вы можете получить в разделе Юрист On-Line

Поиск