Какие последствия ожидают транспортную организацию, если налоговый орган обнаружит, что по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), предприятие фактически деятельность не осуществляет (не имеет по указанному адресу ни в собственности, ни в аренде помещений, руководство организации там не располагается)?

Определимся с понятиями

Начнем с того, что ни гражданское, ни налоговое законодательство не содержит понятий «юридический адрес» и „фактический адрес“ юридического лица. В ГК РФ говорится только о месте нахождения организации: согласно ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

В ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица, под которым понимается адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (генерального директора и пр.) (иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ „О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее — Закон N 129-ФЗ)).

Таким образом, законодательство различает понятия места нахождения (может отражаться в учредительных документах только в виде наименования населенного пункта) и адреса (то есть конкретного почтового адреса, информация о котором обязательно предоставляется в ЕГРЮЛ). Обратите внимание: Закон N 129-ФЗ уточняет, что адрес места нахождения юридического лица рассматривается в первую очередь как адрес, по которому может осуществляться связь с юридическим лицом.

Отметим также, что адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, может отличаться от адреса, по которому фактически производится хозяйственная деятельность юридического лица. В частности, допускается регистрация юридического лица по адресу жилого объекта недвижимости, принадлежащего учредителю (участнику) или лицу, имеющему право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61).

В случае если изначально организация была зарегистрирована по фактическому месту своего нахождения, а впоследствии переехала, она должна совершить определенные действия по внесению изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Согласно п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ юридическому лицу на это отводится три рабочих дня (соответствующие изменения вносятся в порядке, установленном гл. VI Закона N 129-ФЗ). В таком случае регистрирующий орган делает в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Обратимся к нормам налогового законодательства. Согласно ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации и по месту нахождения ее обособленных подразделений.

Таким образом, если представители юридического лица по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не располагаются, организация нарушает ряд норм гражданского и налогового законодательства.

Какие отрицательные последствия могут ожидать организацию?

Штраф для должностных лиц

При обнаружении факта отсутствия организации по месту ее регистрации нарушитель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 14.25 КоАП РФ. Так, в соответствии с ч. 3 названной нормы (в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ) несвоевременное представление сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (напомним, что его функции выполняют органы ФНС <1>), если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице может обернуться штрафом для должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб. (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении (выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом) указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

———————————

<1> Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 17.05.2002 N 319, п. 1 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, п. 1.2 Регламента ФНС, утв. Приказом ФНС России от 17.02.2014 N ММВ-7-7/53@.

Кроме того, осуществление деятельности в любом территориально обособленном от организации подразделении, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, приводит к образованию обособленных подразделений. В случае если налогоплательщик письменно не сообщит об этом в налоговый орган в течение одного месяца с момента их создания, может наступить ответственность:

— по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ;

— по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление в срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в виде штрафа для должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

Организация может быть ликвидирована

При наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (в частности, корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», „за истечением срока хранения“ и т.п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации данного юридического лица (п. 2 ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ, п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ N 61).

Пленум ВАС разъяснил… Имея в виду особенность нарушения законодательства, на основании которого предъявляется иск о ликвидации, суд принимает меры по извещению лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, а также учредителей (участников) юридического лица о возбуждении производства по делу путем направления определения о принятии искового заявления к производству по их месту жительства (месту нахождения). Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Суд может также отложить судебное разбирательство, предложив юридическому лицу представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока. В случае невыполнения юридическим лицом указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации этого юридического лица.

* * *

Если представители юридического лица по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не располагаются, должностные лица такой организации могут быть привлечены к ответственности по ст. 14.25 КоАП РФ (в течение года со дня обнаружения названного правонарушения). Кроме того, регистрирующий орган может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица. Начиная с 2016 г. в случае обнаружения (и подтверждения данного факта) регистрирующим органом фиктивной информации в ЕГРЮЛ в реестр будет вноситься запись о недостоверности сведений о юридическом лице.

 

Автор: С.В.Манохова

Источник: Консультант Плюс

Поиск