ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Телефон: (495) 649-11-65, 649-41-49.

СЛУЖЕБНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Первым видом специализированных жилых помещений, выделяемых ЖК Российской Федерации, являются служебные жилые помещения.
Я согласна с точкой зрения Д.А. Шишкина, который считает, что основные проблемы, возникающие на практике в отношении служебных жилых помещений, — непонимание правового положения данного объекта жилищного права. Особенностями служебных жилых помещений является особый порядок их предоставления, а также порядок совершения операций с ними <1>.
———————————
<1> Шишкин Д.А. Служебные жилые помещения // Гражданин и право. N 6.

Ни ЖК РСФСР, ни Закон об основах федеральной жилищной политики не относили к специализированным жилым помещениям служебное жилье, хотя, по сути, оно также предназначалось для проживания в течение определенного периода времени и режим его использования был близок к режиму специализированного жилья. В частности, договор найма этих жилых помещений исключал сдачу в поднаем, замену нанимателя, обмен жилыми помещениями и др. Его правовой режим определялся в гл. 3 ЖК РСФСР.
Как считает Г.Ф. Шешко <2>, ст. 101 ЖК РСФСР предусматривала, что служебные жилые помещения предназначаются для заселения граждан, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него <3>.
———————————
<2> Шешко Г.Ф. Жилые помещения специализированного жилищного фонда. Предоставление, пользование, выселение // Жилищное право. 2006. N 1.
<3> Под характером трудовых отношений, дающих право на получение служебного жилого помещения, следовало понимать выполнение работником таких трудовых обязанностей, когда его рабочий день разбит на несколько частей неопределенной длительности либо когда необходимость вызова его на производство может возникнуть в любое время суток (см. письмо МКХ РСФСР от 2 сентября 1968 г. N 01-03-151 «О правовом режиме служебной жилой площади»).

Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит такой нормы и, таким образом, расширяет основания предоставления служебного жилья; любые трудовые отношения обладают определенным характером.
Ст. 93 ЖК Российской Федерации предусматривает, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Жилищные права граждан, проживающих в указанных помещениях, были ограничены по сравнению с правами нанимателей других жилых помещений (неслужебных): они не могли, например, обменивать, бронировать занимаемое служебное жилое помещение. Приватизация служебных жилых помещений также имела свои особенности (ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» <4>).
———————————
<4> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР от 11.07.1991. N 27. Ст. 959 (с изм. и доп. от 29.12.2004 N 189-ФЗ).

Продолжают действовать постановления Совета Министров РСФСР, которые были приняты в 1960 — 1970-х гг. Но применять их надо с учетом положений нового ЖК РФ и раздела «Специализированный жилищный фонд» <5>.
———————————
<5> Титов А.А. Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации. М.: Юрайт-Издат, 2005. С. 138.

Например, в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 11 октября 1993 г. N 1027 «О мерах по усилению социальной защищенности работников государственных природных заповедников и национальных природных парков» <6> установлено, что работникам государственных природных заповедников и национальных природных парков, характер трудовых отношений которых требует проживания по месту работы или вблизи от него, предоставляются служебные жилые помещения в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством.
———————————
<6> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 18.10.1993. N 42.

ЖК Российской Федерации в части 2 статьи 99 предусматривает, что служебные, как и другие специализированные жилые помещения, предоставляются не любым гражданам, а только тем, которые не обеспечены жильем в данном населенном пункте.
Следует заметить, что ЖК Российской Федерации не предусматривает возможность предоставления служебных жилых помещений в связи с наличием у гражданина трудовых отношений с муниципальным унитарным предприятием (основанным как на праве хозяйственного ведения, так и на праве оперативного управления).
В соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ Российской Федерации от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» <7> применяется понятие «государственное предприятие» в отношении только двух видов унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, — федеральных государственных предприятий и государственных предприятий субъектов Российской Федерации. По этой причине представляется, что трудовые отношения с унитарными предприятиями, основанными на праве оперативного управления, — федеральными казенными предприятиями и казенными предприятиями субъектов Российской Федерации — не могут рассматриваться в качестве условия предоставления служебных жилых помещений работникам таких предприятий.
———————————
<7> Российская газета. 03.12.2002. N 229.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления — это вещные права, содержание которых установлено в статьях 113 — 115, 294 — 300 Гражданского кодекса Российской Федерации <8> и ФЗ Российской Федерации «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» <9>.
———————————
<8> Российская газета. 08.12.1994. N 238 — 239.
<9> Российская газета. 03.12.2002. N 229.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником (ст. 9 ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» <10>). Правовое положение учреждений определено в ст. 120 ГК Российской Федерации и ФЗ «О некоммерческих организациях».
———————————
<10> СЗ Российской Федерации. 15.01.1996. N 3. Ст. 145.

Категории работников (служащих), которым должно предоставляться служебное жилье, определяются нормативными актами органов государственной власти РФ, субъекта РФ или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующий фонд (ч. 2 ст. 104 ЖК Российской Федерации).
Однако ЖК Российской Федерации и другие нормативные акты не предусматривают обязанности всех государственных и муниципальных организаций обеспечить служебным жилым помещением нуждающихся в том работников.
Значительно сужен перечень работодателей, в распоряжении которых могут находиться служебные жилые помещения, предназначенные для проживания сотрудников в связи с характером их трудовых отношений (ст. 93 Кодекса). Следовательно, коммерческие организации, имеющие в собственности жилые помещения, предоставлять их своим работникам в порядке, установленном главой 10 Кодекса, не вправе и должны руководствоваться главой 35 ГК Российской Федерации <11>.
———————————
<11> Семенова Е. Жилье и бизнес — не пара? // Юрист. 2005. N 12.

С принятием и введением в действие ЖК Российской Федерации отменяется выдача ордеров на служебные жилые помещения, а также вселение на их основании в служебные жилые помещения в порядке, установленном для жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.
На практике возможны случаи, которые не всегда можно решить простым прочтением норм закона.
Приведем пример.
В служебной квартире проживали муж, жена и двое детей. Данная квартира была предоставлена мужу и жене в связи с их работой в ООО «Восток». Затем мужа увольняют и в связи с увольнением требуют освободить жилое помещение. Следует ли мужу освободить жилое помещение, оставив там жену с детьми? В данном случае муж не должен освобождать квартиру, поскольку его жена продолжает работать в ООО «Восток».
Служебные жилые помещения предоставляются из жилищного фонда той организации, которая предоставляет их в качестве таковых, либо находящиеся у этой организации на законном основании. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, а включаются в число служебных по решению органа местного самоуправления. Затем с гражданином заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение. Здесь следует особо отметить, что договор заключается именно с гражданином, который является работником этой организации. На практике можно встретить случаи, когда жена получает служебную квартиру, а договор найма заключает муж. Не на всех предприятиях есть юрист, следствием чего становится заключение подобного договора найма, который можно в любой момент признать недействительным. Важный момент: в служебном жилом помещении нельзя разделить лицевой счет. То есть если муж, проживающий вместе с женой в служебной квартире, предоставленной ему в связи с работой, разводится с женой, она не будет иметь права требовать раздела лицевого счета <12>.
———————————
<12> Шишкин Д.А. Служебные жилые помещения // Гражданин и право. N 6.

Рассмотрим более подробно понятие предоставления служебных помещений на примере предоставления служебных помещений военнослужащим.
Военнослужащие относятся к той категории российских граждан, которые обеспечиваются на время службы служебными жилыми помещениями.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2004 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» <13> установлено, что «служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, проживающим в закрытых военных городках» (абз. 8 п. 1 ст. 15).
———————————
<13> Собрание законодательства Российской Федерации. 01.06.1998. N 22. Ст. 2331.

Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах <14>.
———————————
<14> Аполлонов А.О., Страунинг Э.Л. О правилах пользования жилыми помещениями // Жилищное право. 2006. N 5. С. 21.

Согласно Федеральному закону «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» <15> сохраняется прежний порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, ранее (до введения в действие ЖК РФ — 1 марта 2005 г.) принятых на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), поскольку из этого следует, что в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» не на весь, а на определенный срок служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим:
———————————
<15> Парламентская газета. 15.01.2005. N 7 — 8.

— заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), — на первые пять лет военной службы (п. 1 ст. 15);
— проходящим военную службу по контракту и членам их семей, прибывшим на новое место службы, — до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3 ст. 15);
— проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения при переводе на новое место военной службы в другую местность совместно с проживающими с ними членами их семей, — на период военной службы в данной местности (п. 4 ст. 15).
Следует заметить, что в двух последних случаях Федеральный закон «О статусе военнослужащих» обязывает предоставлять указанным в них гражданам служебные жилые помещения, годные для временного проживания. И тем самым вводит в оборот новую разновидность жилого помещения, не известную ни науке жилищного права, ни практике жилищных правоотношений, в том числе с участием военнослужащих. Можно только догадываться, что имел в виду законодатель, когда вводил в оборот новое понятие: переоборудованные казарменные жилые помещения, приспособленные для временного проживания военнослужащих с семьями, каюты на кораблях и судах или что-то другое. Без определения статуса указанных жилых помещений (порядка их образования, заселения, пользования и т.д.) данная норма Закона не может быть применена, тем самым вышеперечисленные лица лишаются возможности реализовать право на жилище в указанной форме <16>.
———————————
<16> Кудашкин А.В. Жилищное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» <17> от 25 ноября 1996 г. N 1592 (в ред. от 23.05.2002) Правительству Российской Федерации было поручено разработать комплекс мер по переходу на систему обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями и с 1 января 1997 г. начать формирование служебного жилищного фонда для военнослужащих в закрытых и обособленных военных городках.
———————————
<17> Собрание законодательства Российской Федерации. 02.12.1996. N 49. Ст. 5533 (с изм. от 23.05.2002).

Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 752-р (с изм. и доп. от 12.05.2004 N 622-р) <18>.
———————————
<18> Собрание законодательства Российской Федерации. 12.06.2000. N 24. Ст. 2616.

Как правило, предоставление служебного жилого помещения не преследует цели улучшения жилищных условий его пользователей, а предназначено создать надлежащие жилищно-бытовые условия для выполнения служебных обязанностей граждан. Указанное положение применительно к военнослужащим справедливо только по отношению к тем из них, которые обеспечиваются служебными жилыми помещениями не на весь срок военной службы. Предоставление указанных жилых помещений военнослужащим и членам их семей, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, может осуществляться также в порядке улучшения жилищных условий (абз. 15 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Как следует из п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, одним из случаев снятия военнослужащих с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) является получение по установленным нормам служебного жилого помещения.
В соответствии с жилищным законодательством жилое помещение включается в число служебных не распоряжением командира, а решением местной администрации (органа местного самоуправления).
Кудашкин А.В. в своей работе <19> считает, что целесообразнее установление порядка включения в число служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания, решением органов военного управления и воинских должностных лиц (начальниками гарнизонов и квартирно-эксплуатационных органов).
———————————
<19> Кудашкин А.В. Жилищное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей // За права военнослужащих. 2005.

Можно согласиться с данной точкой зрения, так как органы военного управления и воинские должностные лица более близки к проблемам военнослужащих и, соответственно, лучше знают пути ее решения.
В соответствии пунктом 40 Инструкции, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 <20>, с гражданами, которым предоставлено служебное жилое помещение, заключается договор найма, являющийся основанием для вселения. С учетом этого с 1 марта 2005 г. не должен применяться порядок, согласно которому квартирно-эксплуатационная часть (КЭЧ) района выдает ордера на жилые помещения, в том числе на служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, находящиеся в закрытых военных городках.
———————————
<20> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 26.06.2000. N 26.

В соответствии с п. 26 вышеуказанной Инструкции военнослужащие, имеющие право на получение служебных жилых помещений, учитываются в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
По мнению Кудашкина А.В., как договор найма служебного жилого помещения (ст. 100 ЖК РФ), так и жилищный договор, заключаемый с военнослужащими, являются разновидностями договора социального найма, что обусловливает применение некоторых норм ЖК Российской Федерации, регулирующих порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма. В частности, речь идет о предоставлении их в порядке очередности (ч. 1 ст. 57 ЖК Российской Федерации).
Отмечу, что служебное жилье или жилое помещение (квартира с мебелью и телефоном) в депутатском (парламентском) жилом доме, имеющем статус общежития, либо отдельный номер в гостинице разряда «Высший А» должны предоставляться членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы (п. 1 ст. 34 ФЗ от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» <21>).
———————————
<21> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466.

В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 42-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, не имеющим жилой площади в городе Москве, на период осуществления ими своих полномочий в трехмесячный срок предоставляется служебное жилое помещение (квартира с мебелью и телефоном) в порядке и на условиях, которые предусмотрены жилищным законодательством.
Пункт 2 ст. 34 вышеназванного Закона предусматривает предоставление члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы отдельного номера в гостинице, который они обязаны освободить в течение семи дней со дня предоставления им служебного жилого помещения.
Прекратившие исполнение полномочий член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обязаны освободить занимаемое ими служебное жилое помещение не позднее одного месяца со дня прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Неосвобождение занимаемого служебного жилого помещения влечет за собой выселение в порядке, установленном жилищным законодательством.
Оплата жилья, в соответствии со ст. 34 Закона „О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“, производится за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на функционирование Совета Федерации, Государственной Думы, в порядке, установленном статьей 35 Федерального закона. Оплату коммунальных услуг член Совета Федерации, депутат Государственной Думы осуществляют за счет собственных средств» <22>.
———————————
<22> СЗ Российской Федерации. 09.05.1994. N 2. Ст. 74.

Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Прекращение трудовых отношений с наймодателем и, соответственно, договора найма служебного жилого помещения не всегда влечет за собой выселение нанимателя и членов его семьи без предоставления иного жилья.
В части 2 ст. 103 ЖК Российской Федерации перечислены категории граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилья, не являющиеся нанимателями, членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками, членами семьи собственника жилых помещений и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Этим гражданам предоставляются другие жилые помещения в черте соответствующего населенного пункта уполномоченными государственными или муниципальными органами по договору социального найма.
Договор найма служебного жилого помещения прекращается также при переходе права собственности на него либо передачи такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу. Исключением являются случаи, когда новый собственник служебного жилого помещения или юридическое лицо, которому передано жилое помещение, является стороной трудового договора с работником — нанимателем этого жилого помещения. Таким образом, в отличие от договора социального найма права нанимателей при найме служебного жилья не обременяют жилое помещение. Их праву пользоваться жилым помещением противостоит обязанность конкретного работодателя обеспечить реализацию данного права.
Если договор прекратился в связи с передачей жилого помещения новому собственнику или обладателю иного вещного права, но трудовые отношения продолжаются, работодатель обязан предоставить работнику, подлежащему обеспечению служебным жильем, иное жилое помещение.
Договор найма служебного жилого помещения может прекратиться и по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством, в том числе в связи со сносом дома, его переоборудованием в нежилой и др., при этом также действует правило о необходимости предоставить иное благоустроенное жилое помещение в том же населенном пункте. Также договор может прекратиться с выселением нанимателя и членов его семьи без предоставления другого жилья в случаях, предусмотренных для договора социального найма, в частности при разрушении и порче жилого помещения либо использовании его не по назначению.
Содержание жилых служебных помещений, пригодных для временного проживания, создает необоснованную дополнительную финансовую нагрузку на федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрено прохождение военной службы. Реализация права военнослужащих на служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, практически вообще невозможна: отсутствует специализированный жилищный фонд служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания; аренда жилого помещения воинской частью для военнослужащего на практике остается неясной; денежная компенсация, выплачиваемая военнослужащим за наем (поднаем) жилых помещений, не отвечает реальным затратам и требует пересмотра с учетом рынка недвижимости инфляции минимум один раз в год.
На протяжении ряда лет острой остается проблема порядка формирования использования и сохранения служебного жилищного фонда, а также служебного жилищного фонда, пригодного для временного проживания. Основной причиной является недостаточное финансирование и отсутствие организационных основ формирования и сохранения соответствующего жилищного фонда. Существенным препятствием на этом пути остается невозможность выселения бывших военнослужащих из занимаемых ими служебных жилых помещений и использование служебных жилых помещений не по назначению.
Например, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2005 г. по надзорной жалобе В. и по представлению заместителя Генерального прокурора РФ Звягинцева А.Г. на решение Московского районного суда г. Казани от 5 апреля 2004 года Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 24 мая 2004 года и Постановление президиума Верховного суда Республики Татарстан от 6 октября 2004 года рассмотрено дело по иску ООО Казанское УПП «Электроконтакт» Всероссийского общества слепых к В. о выселении из общежития и взыскании задолженности в размере 7913 рублей 50 копеек по оплате коммунальных услуг.
Суть дела: ООО Казанское УПП «Электроконтакт» ВОС обратилось в суд с иском к В. о выселении из общежития и взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг в размере 7913 рублей 50 копеек.
В обосновании иска истец указал на то, что в период трудовых отношений ответчика с истцом В. было предоставлено место в общежитии по адресу: г. Казань, ул. Серова, д. 3, кв. 85. По личной просьбе В. была выделена 2-местная комната в 4-комнатной квартире. 16 мая 2002 года В. прекратил трудовые отношения с истцом по собственному желанию без уважительных причин. Однако занимаемую комнату не освободил, при этом с 1 ноября 2002 года не вносит плату за проживание в данном общежитии.
Ответчик иск не признал.
Между тем из материалов дела видно, что ответчик проработал в ООО Казанский УПП «Электроконтакт» с 17 февраля 1982 года по 16 мая 2002 года, т.е. более 10 лет.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее 10 лет.
К сожалению, аналогичная норма исключена из ЖК Российской Федерации.
Вывод суда о том, что увольнение В. с работы по собственному желанию имело место без уважительной причины, сделан без учета существенных обстоятельств данного дела.
Уважительной причиной увольнения работника, проживающего в общежитии, в силу разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам N 5 и Секретариата ВЦСПС N 12-21 от 09.07.1980, утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам N 198 и Секретариата ВЦСПС N 12-21 от 09.07.1980 (в редакции Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 19.02.1986 N 57/4-100), является болезнь, препятствующая продолжению работы или проживанию в данной местности, согласно медицинскому заключению, вынесенному в установленном порядке. Несмотря на то что данный нормативный правовой акт фактически утратил силу, содержавшееся в нем разъяснение относительно оценки уважительности причин прекращения трудовых отношений по инициативе работника с ограниченными возможностями или страдающего болезнью, препятствующей продолжению работы, сохраняет свою актуальность.
Ответчик В. является инвалидом первой группы по зрению, нетрудоспособен, в связи с чем его увольнение с работы по собственному желанию, безусловно, должно оцениваться как произведенное по уважительным причинам, поскольку связано с невозможностью продолжения работы по состоянию здоровья.
Президиум Верховного суда Республики Татарстан, оставляя без изменения состоявшиеся по делу судебные постановления, сослался на то, что, поскольку ответчик имеет в собственности часть квартиры N 28 в доме 30 по ул. Мира г. Казани, его выселение из общежития было правомерно произведено без предоставления другого жилого помещения.
Между тем судом не учтено, что ответчик был зарегистрирован в указанной двухкомнатной квартире жилой площадью 28,4 кв. м с 17 февраля 1987 года совместно с отцом, матерью, сестрой и ее несовершеннолетним сыном. В 1997 году данная квартира была приватизирована занимающими ее лицами, причем на долю ответчика в ней приходится 1/5 часть (5,67 кв. м), в соответствии с которой выделить ответчику для проживания жилое помещение в этой квартире невозможно. Место в общежитии В., где он фактически продолжает проживать и после увольнения, было предоставлено в 1988 году, то есть с учетом его регистрации в квартире 28 д. 30 по ул. Мира в г. Казани и нуждаемости в предоставлении другого жилого помещения именно в силу невозможности обеспечить ему нормальные жилищные условия по месту регистрации.
Кроме того, право В. на проживание на спорной жилой площади и на получение ордера на нее было признано решением Московского районного суда г. Казани от 23 декабря 2002 года, вынесенным по его иску к ООО Казанское УПП «Электроконтакт» ВОС о выдаче ордера и о регистрации по месту жительства, в процессе рассмотрения которого исследовался вопрос о принадлежности В. на праве собственности доли в указанной выше квартире. Данное решение вступило в законную силу и для данного дела имеет преюдициальное значение.
При указанных условиях состоявшиеся по данному делу судебные постановления в части выселения ответчика из жилого помещения по адресу: г. Казань, ул. Серова, д. 3, кв. 85 — без предоставления другого жилого помещения законными быть признаны не могут и подлежат отмене с вынесением нового решения об отказе в данной части иска.

Автор: А.И. Якупова

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Телефон: (495) 763-90-66.

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Телефон: (495) 649-11-65, 649-41-49.

СЛУЖЕБНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Первым видом специализированных жилых помещений, выделяемых ЖК Российской Федерации, являются служебные жилые помещения.
Я согласна с точкой зрения Д.А. Шишкина, который считает, что основные проблемы, возникающие на практике в отношении служебных жилых помещений, — непонимание правового положения данного объекта жилищного права. Особенностями служебных жилых помещений является особый порядок их предоставления, а также порядок совершения операций с ними <1>.
———————————
<1> Шишкин Д.А. Служебные жилые помещения // Гражданин и право. N 6.

Ни ЖК РСФСР, ни Закон об основах федеральной жилищной политики не относили к специализированным жилым помещениям служебное жилье, хотя, по сути, оно также предназначалось для проживания в течение определенного периода времени и режим его использования был близок к режиму специализированного жилья. В частности, договор найма этих жилых помещений исключал сдачу в поднаем, замену нанимателя, обмен жилыми помещениями и др. Его правовой режим определялся в гл. 3 ЖК РСФСР.
Как считает Г.Ф. Шешко <2>, ст. 101 ЖК РСФСР предусматривала, что служебные жилые помещения предназначаются для заселения граждан, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него <3>.
———————————
<2> Шешко Г.Ф. Жилые помещения специализированного жилищного фонда. Предоставление, пользование, выселение // Жилищное право. 2006. N 1.
<3> Под характером трудовых отношений, дающих право на получение служебного жилого помещения, следовало понимать выполнение работником таких трудовых обязанностей, когда его рабочий день разбит на несколько частей неопределенной длительности либо когда необходимость вызова его на производство может возникнуть в любое время суток (см. письмо МКХ РСФСР от 2 сентября 1968 г. N 01-03-151 «О правовом режиме служебной жилой площади»).

Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит такой нормы и, таким образом, расширяет основания предоставления служебного жилья; любые трудовые отношения обладают определенным характером.
Ст. 93 ЖК Российской Федерации предусматривает, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Жилищные права граждан, проживающих в указанных помещениях, были ограничены по сравнению с правами нанимателей других жилых помещений (неслужебных): они не могли, например, обменивать, бронировать занимаемое служебное жилое помещение. Приватизация служебных жилых помещений также имела свои особенности (ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» <4>).
———————————
<4> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР от 11.07.1991. N 27. Ст. 959 (с изм. и доп. от 29.12.2004 N 189-ФЗ).

Продолжают действовать постановления Совета Министров РСФСР, которые были приняты в 1960 — 1970-х гг. Но применять их надо с учетом положений нового ЖК РФ и раздела «Специализированный жилищный фонд» <5>.
———————————
<5> Титов А.А. Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации. М.: Юрайт-Издат, 2005. С. 138.

Например, в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 11 октября 1993 г. N 1027 «О мерах по усилению социальной защищенности работников государственных природных заповедников и национальных природных парков» <6> установлено, что работникам государственных природных заповедников и национальных природных парков, характер трудовых отношений которых требует проживания по месту работы или вблизи от него, предоставляются служебные жилые помещения в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством.
———————————
<6> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 18.10.1993. N 42.

ЖК Российской Федерации в части 2 статьи 99 предусматривает, что служебные, как и другие специализированные жилые помещения, предоставляются не любым гражданам, а только тем, которые не обеспечены жильем в данном населенном пункте.
Следует заметить, что ЖК Российской Федерации не предусматривает возможность предоставления служебных жилых помещений в связи с наличием у гражданина трудовых отношений с муниципальным унитарным предприятием (основанным как на праве хозяйственного ведения, так и на праве оперативного управления).
В соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ Российской Федерации от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» <7> применяется понятие «государственное предприятие» в отношении только двух видов унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, — федеральных государственных предприятий и государственных предприятий субъектов Российской Федерации. По этой причине представляется, что трудовые отношения с унитарными предприятиями, основанными на праве оперативного управления, — федеральными казенными предприятиями и казенными предприятиями субъектов Российской Федерации — не могут рассматриваться в качестве условия предоставления служебных жилых помещений работникам таких предприятий.
———————————
<7> Российская газета. 03.12.2002. N 229.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления — это вещные права, содержание которых установлено в статьях 113 — 115, 294 — 300 Гражданского кодекса Российской Федерации <8> и ФЗ Российской Федерации «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» <9>.
———————————
<8> Российская газета. 08.12.1994. N 238 — 239.
<9> Российская газета. 03.12.2002. N 229.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником (ст. 9 ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» <10>). Правовое положение учреждений определено в ст. 120 ГК Российской Федерации и ФЗ «О некоммерческих организациях».
———————————
<10> СЗ Российской Федерации. 15.01.1996. N 3. Ст. 145.

Категории работников (служащих), которым должно предоставляться служебное жилье, определяются нормативными актами органов государственной власти РФ, субъекта РФ или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующий фонд (ч. 2 ст. 104 ЖК Российской Федерации).
Однако ЖК Российской Федерации и другие нормативные акты не предусматривают обязанности всех государственных и муниципальных организаций обеспечить служебным жилым помещением нуждающихся в том работников.
Значительно сужен перечень работодателей, в распоряжении которых могут находиться служебные жилые помещения, предназначенные для проживания сотрудников в связи с характером их трудовых отношений (ст. 93 Кодекса). Следовательно, коммерческие организации, имеющие в собственности жилые помещения, предоставлять их своим работникам в порядке, установленном главой 10 Кодекса, не вправе и должны руководствоваться главой 35 ГК Российской Федерации <11>.
———————————
<11> Семенова Е. Жилье и бизнес — не пара? // Юрист. 2005. N 12.

С принятием и введением в действие ЖК Российской Федерации отменяется выдача ордеров на служебные жилые помещения, а также вселение на их основании в служебные жилые помещения в порядке, установленном для жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.
На практике возможны случаи, которые не всегда можно решить простым прочтением норм закона.
Приведем пример.
В служебной квартире проживали муж, жена и двое детей. Данная квартира была предоставлена мужу и жене в связи с их работой в ООО «Восток». Затем мужа увольняют и в связи с увольнением требуют освободить жилое помещение. Следует ли мужу освободить жилое помещение, оставив там жену с детьми? В данном случае муж не должен освобождать квартиру, поскольку его жена продолжает работать в ООО «Восток».
Служебные жилые помещения предоставляются из жилищного фонда той организации, которая предоставляет их в качестве таковых, либо находящиеся у этой организации на законном основании. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, а включаются в число служебных по решению органа местного самоуправления. Затем с гражданином заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение. Здесь следует особо отметить, что договор заключается именно с гражданином, который является работником этой организации. На практике можно встретить случаи, когда жена получает служебную квартиру, а договор найма заключает муж. Не на всех предприятиях есть юрист, следствием чего становится заключение подобного договора найма, который можно в любой момент признать недействительным. Важный момент: в служебном жилом помещении нельзя разделить лицевой счет. То есть если муж, проживающий вместе с женой в служебной квартире, предоставленной ему в связи с работой, разводится с женой, она не будет иметь права требовать раздела лицевого счета <12>.
———————————
<12> Шишкин Д.А. Служебные жилые помещения // Гражданин и право. N 6.

Рассмотрим более подробно понятие предоставления служебных помещений на примере предоставления служебных помещений военнослужащим.
Военнослужащие относятся к той категории российских граждан, которые обеспечиваются на время службы служебными жилыми помещениями.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2004 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» <13> установлено, что «служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, проживающим в закрытых военных городках» (абз. 8 п. 1 ст. 15).
———————————
<13> Собрание законодательства Российской Федерации. 01.06.1998. N 22. Ст. 2331.

Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах <14>.
———————————
<14> Аполлонов А.О., Страунинг Э.Л. О правилах пользования жилыми помещениями // Жилищное право. 2006. N 5. С. 21.

Согласно Федеральному закону «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» <15> сохраняется прежний порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, ранее (до введения в действие ЖК РФ — 1 марта 2005 г.) принятых на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), поскольку из этого следует, что в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» не на весь, а на определенный срок служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим:
———————————
<15> Парламентская газета. 15.01.2005. N 7 — 8.

— заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), — на первые пять лет военной службы (п. 1 ст. 15);
— проходящим военную службу по контракту и членам их семей, прибывшим на новое место службы, — до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3 ст. 15);
— проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения при переводе на новое место военной службы в другую местность совместно с проживающими с ними членами их семей, — на период военной службы в данной местности (п. 4 ст. 15).
Следует заметить, что в двух последних случаях Федеральный закон «О статусе военнослужащих» обязывает предоставлять указанным в них гражданам служебные жилые помещения, годные для временного проживания. И тем самым вводит в оборот новую разновидность жилого помещения, не известную ни науке жилищного права, ни практике жилищных правоотношений, в том числе с участием военнослужащих. Можно только догадываться, что имел в виду законодатель, когда вводил в оборот новое понятие: переоборудованные казарменные жилые помещения, приспособленные для временного проживания военнослужащих с семьями, каюты на кораблях и судах или что-то другое. Без определения статуса указанных жилых помещений (порядка их образования, заселения, пользования и т.д.) данная норма Закона не может быть применена, тем самым вышеперечисленные лица лишаются возможности реализовать право на жилище в указанной форме <16>.
———————————
<16> Кудашкин А.В. Жилищное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» <17> от 25 ноября 1996 г. N 1592 (в ред. от 23.05.2002) Правительству Российской Федерации было поручено разработать комплекс мер по переходу на систему обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями и с 1 января 1997 г. начать формирование служебного жилищного фонда для военнослужащих в закрытых и обособленных военных городках.
———————————
<17> Собрание законодательства Российской Федерации. 02.12.1996. N 49. Ст. 5533 (с изм. от 23.05.2002).

Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 752-р (с изм. и доп. от 12.05.2004 N 622-р) <18>.
———————————
<18> Собрание законодательства Российской Федерации. 12.06.2000. N 24. Ст. 2616.

Как правило, предоставление служебного жилого помещения не преследует цели улучшения жилищных условий его пользователей, а предназначено создать надлежащие жилищно-бытовые условия для выполнения служебных обязанностей граждан. Указанное положение применительно к военнослужащим справедливо только по отношению к тем из них, которые обеспечиваются служебными жилыми помещениями не на весь срок военной службы. Предоставление указанных жилых помещений военнослужащим и членам их семей, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, может осуществляться также в порядке улучшения жилищных условий (абз. 15 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Как следует из п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, одним из случаев снятия военнослужащих с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) является получение по установленным нормам служебного жилого помещения.
В соответствии с жилищным законодательством жилое помещение включается в число служебных не распоряжением командира, а решением местной администрации (органа местного самоуправления).
Кудашкин А.В. в своей работе <19> считает, что целесообразнее установление порядка включения в число служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания, решением органов военного управления и воинских должностных лиц (начальниками гарнизонов и квартирно-эксплуатационных органов).
———————————
<19> Кудашкин А.В. Жилищное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей // За права военнослужащих. 2005.

Можно согласиться с данной точкой зрения, так как органы военного управления и воинские должностные лица более близки к проблемам военнослужащих и, соответственно, лучше знают пути ее решения.
В соответствии пунктом 40 Инструкции, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 <20>, с гражданами, которым предоставлено служебное жилое помещение, заключается договор найма, являющийся основанием для вселения. С учетом этого с 1 марта 2005 г. не должен применяться порядок, согласно которому квартирно-эксплуатационная часть (КЭЧ) района выдает ордера на жилые помещения, в том числе на служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, находящиеся в закрытых военных городках.
———————————
<20> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 26.06.2000. N 26.

В соответствии с п. 26 вышеуказанной Инструкции военнослужащие, имеющие право на получение служебных жилых помещений, учитываются в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
По мнению Кудашкина А.В., как договор найма служебного жилого помещения (ст. 100 ЖК РФ), так и жилищный договор, заключаемый с военнослужащими, являются разновидностями договора социального найма, что обусловливает применение некоторых норм ЖК Российской Федерации, регулирующих порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма. В частности, речь идет о предоставлении их в порядке очередности (ч. 1 ст. 57 ЖК Российской Федерации).
Отмечу, что служебное жилье или жилое помещение (квартира с мебелью и телефоном) в депутатском (парламентском) жилом доме, имеющем статус общежития, либо отдельный номер в гостинице разряда «Высший А» должны предоставляться членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы (п. 1 ст. 34 ФЗ от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» <21>).
———————————
<21> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466.

В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 42-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, не имеющим жилой площади в городе Москве, на период осуществления ими своих полномочий в трехмесячный срок предоставляется служебное жилое помещение (квартира с мебелью и телефоном) в порядке и на условиях, которые предусмотрены жилищным законодательством.
Пункт 2 ст. 34 вышеназванного Закона предусматривает предоставление члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы отдельного номера в гостинице, который они обязаны освободить в течение семи дней со дня предоставления им служебного жилого помещения.
Прекратившие исполнение полномочий член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обязаны освободить занимаемое ими служебное жилое помещение не позднее одного месяца со дня прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Неосвобождение занимаемого служебного жилого помещения влечет за собой выселение в порядке, установленном жилищным законодательством.
Оплата жилья, в соответствии со ст. 34 Закона „О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“, производится за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на функционирование Совета Федерации, Государственной Думы, в порядке, установленном статьей 35 Федерального закона. Оплату коммунальных услуг член Совета Федерации, депутат Государственной Думы осуществляют за счет собственных средств» <22>.
———————————
<22> СЗ Российской Федерации. 09.05.1994. N 2. Ст. 74.

Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Прекращение трудовых отношений с наймодателем и, соответственно, договора найма служебного жилого помещения не всегда влечет за собой выселение нанимателя и членов его семьи без предоставления иного жилья.
В части 2 ст. 103 ЖК Российской Федерации перечислены категории граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилья, не являющиеся нанимателями, членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками, членами семьи собственника жилых помещений и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Этим гражданам предоставляются другие жилые помещения в черте соответствующего населенного пункта уполномоченными государственными или муниципальными органами по договору социального найма.
Договор найма служебного жилого помещения прекращается также при переходе права собственности на него либо передачи такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу. Исключением являются случаи, когда новый собственник служебного жилого помещения или юридическое лицо, которому передано жилое помещение, является стороной трудового договора с работником — нанимателем этого жилого помещения. Таким образом, в отличие от договора социального найма права нанимателей при найме служебного жилья не обременяют жилое помещение. Их праву пользоваться жилым помещением противостоит обязанность конкретного работодателя обеспечить реализацию данного права.
Если договор прекратился в связи с передачей жилого помещения новому собственнику или обладателю иного вещного права, но трудовые отношения продолжаются, работодатель обязан предоставить работнику, подлежащему обеспечению служебным жильем, иное жилое помещение.
Договор найма служебного жилого помещения может прекратиться и по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством, в том числе в связи со сносом дома, его переоборудованием в нежилой и др., при этом также действует правило о необходимости предоставить иное благоустроенное жилое помещение в том же населенном пункте. Также договор может прекратиться с выселением нанимателя и членов его семьи без предоставления другого жилья в случаях, предусмотренных для договора социального найма, в частности при разрушении и порче жилого помещения либо использовании его не по назначению.
Содержание жилых служебных помещений, пригодных для временного проживания, создает необоснованную дополнительную финансовую нагрузку на федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрено прохождение военной службы. Реализация права военнослужащих на служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, практически вообще невозможна: отсутствует специализированный жилищный фонд служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания; аренда жилого помещения воинской частью для военнослужащего на практике остается неясной; денежная компенсация, выплачиваемая военнослужащим за наем (поднаем) жилых помещений, не отвечает реальным затратам и требует пересмотра с учетом рынка недвижимости инфляции минимум один раз в год.
На протяжении ряда лет острой остается проблема порядка формирования использования и сохранения служебного жилищного фонда, а также служебного жилищного фонда, пригодного для временного проживания. Основной причиной является недостаточное финансирование и отсутствие организационных основ формирования и сохранения соответствующего жилищного фонда. Существенным препятствием на этом пути остается невозможность выселения бывших военнослужащих из занимаемых ими служебных жилых помещений и использование служебных жилых помещений не по назначению.
Например, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2005 г. по надзорной жалобе В. и по представлению заместителя Генерального прокурора РФ Звягинцева А.Г. на решение Московского районного суда г. Казани от 5 апреля 2004 года Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 24 мая 2004 года и Постановление президиума Верховного суда Республики Татарстан от 6 октября 2004 года рассмотрено дело по иску ООО Казанское УПП «Электроконтакт» Всероссийского общества слепых к В. о выселении из общежития и взыскании задолженности в размере 7913 рублей 50 копеек по оплате коммунальных услуг.
Суть дела: ООО Казанское УПП «Электроконтакт» ВОС обратилось в суд с иском к В. о выселении из общежития и взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг в размере 7913 рублей 50 копеек.
В обосновании иска истец указал на то, что в период трудовых отношений ответчика с истцом В. было предоставлено место в общежитии по адресу: г. Казань, ул. Серова, д. 3, кв. 85. По личной просьбе В. была выделена 2-местная комната в 4-комнатной квартире. 16 мая 2002 года В. прекратил трудовые отношения с истцом по собственному желанию без уважительных причин. Однако занимаемую комнату не освободил, при этом с 1 ноября 2002 года не вносит плату за проживание в данном общежитии.
Ответчик иск не признал.
Между тем из материалов дела видно, что ответчик проработал в ООО Казанский УПП «Электроконтакт» с 17 февраля 1982 года по 16 мая 2002 года, т.е. более 10 лет.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее 10 лет.
К сожалению, аналогичная норма исключена из ЖК Российской Федерации.
Вывод суда о том, что увольнение В. с работы по собственному желанию имело место без уважительной причины, сделан без учета существенных обстоятельств данного дела.
Уважительной причиной увольнения работника, проживающего в общежитии, в силу разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам N 5 и Секретариата ВЦСПС N 12-21 от 09.07.1980, утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам N 198 и Секретариата ВЦСПС N 12-21 от 09.07.1980 (в редакции Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 19.02.1986 N 57/4-100), является болезнь, препятствующая продолжению работы или проживанию в данной местности, согласно медицинскому заключению, вынесенному в установленном порядке. Несмотря на то что данный нормативный правовой акт фактически утратил силу, содержавшееся в нем разъяснение относительно оценки уважительности причин прекращения трудовых отношений по инициативе работника с ограниченными возможностями или страдающего болезнью, препятствующей продолжению работы, сохраняет свою актуальность.
Ответчик В. является инвалидом первой группы по зрению, нетрудоспособен, в связи с чем его увольнение с работы по собственному желанию, безусловно, должно оцениваться как произведенное по уважительным причинам, поскольку связано с невозможностью продолжения работы по состоянию здоровья.
Президиум Верховного суда Республики Татарстан, оставляя без изменения состоявшиеся по делу судебные постановления, сослался на то, что, поскольку ответчик имеет в собственности часть квартиры N 28 в доме 30 по ул. Мира г. Казани, его выселение из общежития было правомерно произведено без предоставления другого жилого помещения.
Между тем судом не учтено, что ответчик был зарегистрирован в указанной двухкомнатной квартире жилой площадью 28,4 кв. м с 17 февраля 1987 года совместно с отцом, матерью, сестрой и ее несовершеннолетним сыном. В 1997 году данная квартира была приватизирована занимающими ее лицами, причем на долю ответчика в ней приходится 1/5 часть (5,67 кв. м), в соответствии с которой выделить ответчику для проживания жилое помещение в этой квартире невозможно. Место в общежитии В., где он фактически продолжает проживать и после увольнения, было предоставлено в 1988 году, то есть с учетом его регистрации в квартире 28 д. 30 по ул. Мира в г. Казани и нуждаемости в предоставлении другого жилого помещения именно в силу невозможности обеспечить ему нормальные жилищные условия по месту регистрации.
Кроме того, право В. на проживание на спорной жилой площади и на получение ордера на нее было признано решением Московского районного суда г. Казани от 23 декабря 2002 года, вынесенным по его иску к ООО Казанское УПП «Электроконтакт» ВОС о выдаче ордера и о регистрации по месту жительства, в процессе рассмотрения которого исследовался вопрос о принадлежности В. на праве собственности доли в указанной выше квартире. Данное решение вступило в законную силу и для данного дела имеет преюдициальное значение.
При указанных условиях состоявшиеся по данному делу судебные постановления в части выселения ответчика из жилого помещения по адресу: г. Казань, ул. Серова, д. 3, кв. 85 — без предоставления другого жилого помещения законными быть признаны не могут и подлежат отмене с вынесением нового решения об отказе в данной части иска.

Автор: А.И. Якупова

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Телефон: (495) 763-90-66.

Поиск